Иконопись представляет собой разновидность станковой живописи, когда художники создают картины для религиозных обрядов. Восточнохристианские традиции используют греческое слово εἰκών (изображение, подобие, образ) для определения священных живописных изображений, фресок, мозаик и миниатюр. Теория искусства подразумевает под написанием икон изображение лиц или событий на церковную, религиозную тематику, которые художники пишут в строгом соответствии с канонами на дереве или металле. Яркие образцы иконописи стали отличительной чертой христианской культуры – живопись мастеров присутствует в православных и католических обрядах и вдохновляет зрителя на обращение к почитаемым святым. Иконописная живопись стала отдельным жанром изобразительного искусства, а также «посредником» между миром земным и небесным. Произведения иконописи обладают художественной, культурной и нравственной ценностью, вызывают эмоциональные переживания, способствуют этическому и нравственному воспитанию.
Исследователи не располагают достоверной информацией о появлении первого образца иконописного искусства. Предания рассказывают об апостоле Христа, святом Луке, который впервые нарисовал изображение Марии с младенцем, и о том, как Спаситель вытер лицо и оставил на полотне «Спас Нерукотворный». Первые образцы христианской иконографии представляют собой росписи стен в катакомбах Рима IV века и изображения религиозного содержания на деревянных дощечках VI века. В VIII веке в Византии возникло течение иконоборчества, которое противопоставило поклонение религиозным изображениям социальным и культурным нормам и призвало к уничтожению образцов «идолопоклонства». Расцвет обрядовой религиозной живописи пришелся на Средневековье, когда церковь организовала школы иконописного искусства во всех странах Европы. В этот период свои произведения создавали
Андрей Рублев (1360-1428) и
Феофан Грек (1340-1410). В эпоху
Возрождения масляная живопись вытеснила иконы, однако в России развитие и совершенствование техник и школ продлилось до конца XVII века. В XX веке образцы иконописи вновь заинтересовали общество как культурное и духовное наследие, памятник истории и предмет страсти коллекционеров.
Художники иконописного жанра создают изображения в соответствии с религиозными канонами и догматами. Сюжеты рассказывают о жизни Христа и библейских событиях, представляют героев Святого писания: Богоматерь, Святую Троицу, ангелов, мучеников и апостолов. Искусствоведы различают региональную, техническую и эстетическую стилистику одного мастера или иконописной школы. Богословы делят иконы по силе религиозного проявления на мироточивые, чудеснообретенные и целительные. Живопись католических иконописцев отличается яркими цветами, насыщенными оттенками и смелой трактовкой сюжета, произведения напоминают бытовые сцены с элементами религиозных сюжетов. Ангелы и святые наделяются земными телами и эмоциями, а интерьеры и пейзажи – объемом, богатой палитрой. Православные художники-иконописцы строжайше соблюдают каноны: их живопись лаконична и даже схематична. Изображение плоское и содержит обратную перспективу, отсутствуют источники света, цвета одежды неизменны, фигуры и лики непропорциональны и вытянуты. Произведение представляет ряд сцен из Святого Писания, которые часто не совпадают хронологически. Традиционные материалы православной иконописи включают деревянную основу с углублением и наклеенной тканью, левкас (меловой или алебастровый грунт), минеральные или животные краски и золочение. Мастер создает изображение, наносит подпись для ритуальной связи с первообразом и покрывает икону защитным слоем олифы. В XX веке художники нарушали технологический процесс иконописи и произведения утрачивали красочность спустя 20-30 лет, а в XXI веке уступили место «печатной живописи».
Известные иконы:
Мадонна с Младенцем (Мадонна Строганова, Мадонна Стокле) 1300 Дуччо ди Буонинсенья; «
Благовещение» 1333 Симоне Мартини; «
Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина» 1410, «
Рождество Христово» 1411, «
Троица» 1421 Андрей Рублев; «
Поклонение волхвов» 1423 Джентиле да Фабриано; «
Алтарь Святого Петра Мученика» 1428 Фра Беато Анджелико; «
Богоматерь с младенцем» 1794, «
Спаситель» 1815 Владимир Боровиковский.
Знаменитые художники-иконописцы:
Чимабуэ (Ченни ди Пепо),
Андрей Рублев,
Дуччо ди Буонинсенья,
Фра Беато Анджелико,
Симоне Мартини,
Карло Кривелли,
Джентиле да Фабриано,
Владимир Боровиковский.