войти
опубликовать

Иконопись

994 работы, 235 художников
Иконопись представляет собой разновидность станковой живописи, когда художники создают картины для религиозных обрядов. Восточнохристианские традиции используют греческое слово εἰκών (изображение, подобие, образ) для определения священных живописных изображений, фресок, мозаик и миниатюр. Теория искусства подразумевает под написанием икон изображение лиц или событий на церковную, религиозную тематику, которые художники пишут в строгом соответствии с канонами на дереве или металле. Яркие образцы иконописи стали отличительной чертой христианской культуры – живопись мастеров присутствует в православных и католических обрядах и вдохновляет зрителя на обращение к почитаемым святым. Иконописная живопись стала отдельным жанром изобразительного искусства, а также «посредником» между миром земным и небесным. Произведения иконописи обладают художественной, культурной и нравственной ценностью, вызывают эмоциональные переживания, способствуют этическому и нравственному воспитанию.

Исследователи не располагают достоверной информацией о появлении первого образца иконописного искусства. Предания рассказывают об апостоле Христа, святом Луке, который впервые нарисовал изображение Марии с младенцем, и о том, как Спаситель вытер лицо и оставил на полотне «Спас Нерукотворный». Первые образцы христианской иконографии представляют собой росписи стен в катакомбах Рима IV века и изображения религиозного содержания на деревянных дощечках VI века. В VIII веке в Византии возникло течение иконоборчества, которое противопоставило поклонение религиозным изображениям социальным и культурным нормам и призвало к уничтожению образцов «идолопоклонства». Расцвет обрядовой религиозной живописи пришелся на Средневековье, когда церковь организовала школы иконописного искусства во всех странах Европы. В этот период свои произведения создавали Андрей Рублев (1360-1428) и Феофан Грек (1340-1410). В эпоху Возрождения масляная живопись вытеснила иконы, однако в России развитие и совершенствование техник и школ продлилось до конца XVII века. В XX веке образцы иконописи вновь заинтересовали общество как культурное и духовное наследие, памятник истории и предмет страсти коллекционеров.

Художники иконописного жанра создают изображения в соответствии с религиозными канонами и догматами. Сюжеты рассказывают о жизни Христа и библейских событиях, представляют героев Святого писания: Богоматерь, Святую Троицу, ангелов, мучеников и апостолов. Искусствоведы различают региональную, техническую и эстетическую стилистику одного мастера или иконописной школы. Богословы делят иконы по силе религиозного проявления на мироточивые, чудеснообретенные и целительные. Живопись католических иконописцев отличается яркими цветами, насыщенными оттенками и смелой трактовкой сюжета, произведения напоминают бытовые сцены с элементами религиозных сюжетов. Ангелы и святые наделяются земными телами и эмоциями, а интерьеры и пейзажи – объемом, богатой палитрой. Православные художники-иконописцы строжайше соблюдают каноны: их живопись лаконична и даже схематична. Изображение плоское и содержит обратную перспективу, отсутствуют источники света, цвета одежды неизменны, фигуры и лики непропорциональны и вытянуты. Произведение представляет ряд сцен из Святого Писания, которые часто не совпадают хронологически. Традиционные материалы православной иконописи включают деревянную основу с углублением и наклеенной тканью, левкас (меловой или алебастровый грунт), минеральные или животные краски и золочение. Мастер создает изображение, наносит подпись для ритуальной связи с первообразом и покрывает икону защитным слоем олифы. В XX веке художники нарушали технологический процесс иконописи и произведения утрачивали красочность спустя 20-30 лет, а в XXI веке уступили место «печатной живописи».

Известные иконы:
Мадонна с Младенцем (Мадонна Строганова, Мадонна Стокле) 1300 Дуччо ди Буонинсенья; «Благовещение» 1333 Симоне Мартини; «Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина» 1410, «Рождество Христово» 1411, «Троица» 1421 Андрей Рублев; «Поклонение волхвов» 1423 Джентиле да Фабриано; «Алтарь Святого Петра Мученика» 1428 Фра Беато Анджелико; «Богоматерь с младенцем» 1794, «Спаситель» 1815 Владимир Боровиковский.

Знаменитые художники-иконописцы:
Чимабуэ (Ченни ди Пепо), Андрей Рублев, Дуччо ди Буонинсенья, Фра Беато Анджелико, Симоне Мартини, Карло Кривелли, Джентиле да Фабриано, Владимир Боровиковский.
Лента