Византийский стиль изобразительного искусства (Byzantian art от греч. Bysantion - город в Малой Азии на берегу Боспора Фракийского, пролива, соединяющего Черное и Средиземное моря, ныне - Стамбул) сформировался в III-V веках и стал значительной частью мирового культурного наследия. «
Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе…» (французский историк Шарль Диль)
В 330 году император Константин Великий официально перенес столицу Римской империи в Византий и объявил город «Новым Римом». Через восемьдесят лет Римская империи разделилась на Западную и Восточную части. После падения Запада под нашествием германских племен Восточные территории получили название Византийской империи и просуществовали одиннадцать столетий. В изобразительном искусстве сложился оригинальный византийский стиль, который объединил особенности мастеров античности и последователей христианства, этнические черты народов Европы и Ближнего Востока: греков, римлян, семитов и персов.
Историки выделили четыре этапа развития византийского искусства – по временным периодам, ключевым датам и стилистическим особенностям. Ранневизантийский период III-VII в.в. стал «золотым веком» императора Юстиниана и подарил потомкам монументальную купольную архитектуру дворцов и храмов, украшенных фресками и мозаиками. Образ Иисуса Христа занял главное место в изобразительном искусстве - византийские художники подчеркивали нравственное совершенство Сына Божия, победу духа над телом. В VIII-IX веках наступили «темные времена» Иконоборчества. Император Лев III Исавр издал Эдикт о запрещении икон и представители власти подвергали творчество мастеров жесткому регламентированию. Борьба между приверженцами идеи о «невозможности изображения Бога в человеческом образе» и почитателями икон длилась два века. В это время в византийском обществе развивалось изысканное светское искусство и художественные ремесла: обработка драгоценных металлов и слоновой кости, эмали, работы из цветного стекла. Период Македонского возрождения середины IX – конца XI веков стал вершиной расцвета византийского стиля. Мастера черпали знания о духовном и материальном мире из Библии и произведений античных авторов, создавали шедевры живописи, иконописи, скульптуры и архитектуры. Константинополь стал источником многочисленных икон византийского стиля, ювелирных изделий и живописных изображений. В поздневизантийский период 1200-1450-х г.г. империя повторила судьбу Первого Рима и погибла под натиском турецких войск.
Византийские иконы «закатной эпохи» словно передавали настроения и предчувствия будущей катастрофы: мастера стиля наполняли лики святых печалью, тревогой и глубокими размышлениями.
Изобразительное искусство Византии дошло до потомков в трех видах. Книжные миниатюры украшали древние пергаменты и послужили основой для становления европейского и русского книжного искусства. Мастера византийской монументальной живописи создавали фрески и мозаики: строгие, пропорциональные, с преобладанием темных красок и тяжеловесных форм, наполненные религиозным символизмом. Иконы заслужили звание жемчужин византийского стиля. Главными особенностями иконописи стали строгие каноны; плоские и симметричные фигуры; лики – суровые и скорбящие; аскетизм цветовой палитры центрального изображения в окружении золотых нимбов, орнаментов и драгоценных украшений. Византия пала под натиском турок, но элементы византийского стиля сохранили актуальность в архитектуре и декорировании интерьеров вплоть до конца XX века.
Известные картины и иконы византийского стиля: «
Спас в силах» 1410, «
Спас» 1410, «
Рождество Христово» 1411, «
Троица» 1421 Андрей Рублев; «Богоматерь Владимирская. Умиление»; «
Богоматерь с Младенцем», «
Святой Кирилл», «
Христос» 1885 Михаил Врубель.
Художники:
Андрей Рублев,
Михаил Врубель.