Мост Чарринг-Кросс Андре Дерен написал во время пребывания в Лондоне. Известный парижский галерист и арт-дилер
Амбруаз Воллар был восхищен талантом Дерена. Он скупил все написанные им на тот момент картины и оплатил художнику путешествие в Лондон, заказав серию британских пейзажей. Фовизм Дерена включает в себя элементы
пуантилизма, изобретенного
Жоржем Сёра и
Полем Синьяком – речь о нанесении цвета отдельными точками. В интерпретации Дерена это не точки, а скорее прерывисто нанесенные цветные пятна и линии. Цвету отдана главенствующая роль, а объем, глубина и сами изображенные объекты подчинены колористике.
Дерен изобразил северный берег Темзы и поворот к Вестминстеру. В центре композиции сине-зеленая дорога, устремленная к повороту. Именно она соединяет воедино цветовое буйство картины. Дорогу окаймляет розовый тротуар, ограниченный синими стенами. За счет сужения дороги вплоть до полного исчезновения создается перспектива и ощущение удаленности, хотя фактически изображение остается двухмерным. Сама Темза слева ярко-желтая, и желтое с розовым небо за зданиями на заднем плане. Здания, как и река справа, синего цвета. В строениях на дальнем берегу, присмотревшись, мы можем узнать Биг Бэн и здание британского Парламента. Интенсивные цвета на переднем плане контрастируют с бледным, практически пастельным задним планом.
Желтый цвет художник наносил по технике пуантилизма. Он вообще любил таким образом работать именно с солнечным желтым и еще с синим цветом. Например,
в еще одном изображении моста Чарринг-кросс вода в Темзе снова желто-синяя. И еще
пример. А на сияющем
«Мосту Ватерлоо» с неба буквально льются потоки солнечного света, изображенные всё в той же пуантилистически-фовистской технике Дерена.
Отправляя Дерена в Лондон, Амбруаз Воллар надеялся, что «дикий» художник в своей манере повторит успех Клода Моне. В 1904 году в Париже состоялась выставка Моне, на которой были показаны 37 его
лондонских картин. Моне писал
и Чарринг-Кросс, И
мост Варерлоо. Впрочем, эта история начинается не с Моне. Безусловно, на импрессиониста повлияли лондонские виды Тёрнера, чего стоит легендарный
«Пожар в здании парламента». Тёрнер же, в свою очередь, несмотря на всю его самобытность, тоже не на пустом месте появился, ему предшествовали британские пейзажи кисти Каналетто. Его
«Вестминстерское аббатство» и
«Берег Темзы» чрезмерно четкие и выверенные, чтобы говорить о прямых заимствованиях со стороны импрессионистов или Дерена, но не эти ли солнечные лучи заложили основу для тех, кто пришел с мольбертом к Темзе позже?
Автор: Алена Эсаулова