войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1778
Размер: 182.1×229.7 см
Контент 18+
Работа в подборках: 6 подборок

Описание картины «Уотсон и акула»

«Уотсон и акула» – знаменитая картина американского живописца XVIII века Джона Синглтона Копли. Но написана она не в Америке, а в Англии – туда художник окончательно перебрался в 1775 году, когда в США началась Война за независимость. В Америке Копли писал почти исключительно портреты, но на своей новой родине решил попробовать себя в масштабных композициях на тему современности. И не прогадал: «Уотсон и акула» сразу же стала признанным шедевром.

Акула напала на 14-летнего юнгу в водах Гаванского порта в далёком 1749-м году. Экзотический выбор сюжета легко объяснить: картину заказал Копли лорд-мэр Лондона Брук Уотсон – это именно он четверть века назад подвергся нападению свирепого монстра. Спас Уотсона экипаж проплывавшей мимо лодки. Юноша потерял одну ногу по колено и ступню второй ноги, но не присутствие духа.

Копли изображает, как по-разному реагируют на происходящее люди в лодке, которые хотят спасти Уотсона. Они испытывают бурю эмоций – от отчаянной решительности до тихого ужаса. Чернокожий моряк бросает Уотсону спасительную верёвку, но бедняге не удаётся её схватить. Длинноволосый молодой человек в камзоле, опираясь ногой на край лодки, целится в чудовище гарпуном. А старый боцман придерживает двоих смельчаков, тянущих к Уотсону руки, чтобы они не свалились в море. Группа спасателей вышла у Копли особенно динамичной. Она как бы в писана в треугольник, вершиной которой выступает гарпунёр.

Но Копли не ставит себе цели шокировать зрителя. Он старается избегать кровавых подробностей. В ходе написания картины многие её детали были изменены. Инфракрасный анализ показывает, что старый боцман изначально являлся молодым человеком. А судя по предварительным эскизам, чернокожий моряк была задуман как белый мужчина с длинными волосами.

Сам Копли никогда не бывал в Гаване. Информацию он черпал из гравюр и книжных иллюстраций. На заднем плане он изобразил реально существующую достопримечательность – крепость Эль-Морро. А вот акула «по книжкам» вышла у Копли не такой убедительной: некоторые критики отмечали, что своими глазами и пастью она больше напоминает им тигра.

Но всё же новаторство Копли для своей эпохи несомненно. В то время больше писалось картин религиозного или исторического содержания с общенациональным охватом, а Копли выбрал сюжет, можно сказать, из частной жизни. И его смелость окупилась: уже в 1778 году картина была выставлена в Королевской Академии. Потом Копли еще напишет полноразмерную версию не для Уотсона, а уже лично для себя и повесит её в своей мастерской (она сейчас представлена в Музее изящных искусств Бостона – то есть вернулась из Англии в Америку). Третья уменьшенная копия хранится в Детройтском институте искусств. Кстати, свою копию Копли после смерти завещал благотворительному приюту с целью морального воодушевления: он хотел подчеркнуть, что успеха добиться может каждый. И даже если в 14 лет акула лишила тебя половины конечностей, ты еще вполне можешь стать лорд-мэром британской столицы.

Автор: Олег Выбыванец
Комментарии