Неоклассицизмом называют направление в искусстве конца XVIII-го века, которое позволило художникам и скульпторам обратиться к канонам «колыбели цивилизации» - Древней Греции. При этом в европейских странах течение распространялось и приобретало популярность на протяжении полутора веков. Мировые искусствоведы понимают под этим термином эстетику конца XVIII - начала XIX века, получившую распространение во Франции, Англии, Италии. В России и Германии неоклассицистами называли представителей искусства последней трети XIX - начала XX веков.
Основу для развития европейского неоклассицизма заложили философы и археологи - фундаментальными трудами и открытиями они вызвали волну интереса к античной эпохе. Художники и ценители искусства пресытились изяществом, легкомысленностью и вычурностью рококо. Раскопки в Помпеях и Геркулануме, восстановление древних фресок, работы, посвященные древнеримскому искусству, дали пищу для подражания идеалам древности.
Опора на разум, рационализм и законы природы стали базисом для неоклассицизма. Скульптуры и картины были величественны, аристократичны, строги и сдержанны. Изображения отличались гладкой техникой письма, четкими линиями, натуральными цветами и оттенками, изяществом и скульптурным совершенством изображения человеческого тела. Художники стремились к реалистичности и легкости, наполняя сцены эстетикой полуобнаженной натуры. Среди сюжетов лидировали драматичные сцены из античной истории и мифологии, легенд и эпосов.
Полотна воспевали вечные ценности, самопожертвование и героизм. Строгие и величественные портреты отражали глубину, внутреннюю силу, стоицизм и аристократизм личности. По мере развития неоклассицизма сюжеты становились драматичнее и резче. Это передавалось обилием светотеневых контрастов и театральной выразительностью мимики и поз персонажей.
Самыми яркими представителями первой волны неоклассицизма были художники:
Жак-Луи Давид,
Антон Рафаэль Менгс,
Ансельм Фейербах,
Жозеф Мари Вьен,
Ангелика Кауфман,
Франсуа Паскаль Симон Жерар,
Вильям Адольф Бугро. Позднее мотивы неоклассицизма можно увидеть в работах
Бориса Кустодиева,
Карла Брюллова,
Михаила Шибанова,
Зинаиды Серебряковой,
Константина Богаевского,
Александра Яковлева. В 20-х годах XX века обращение к образам новой классики прослеживается в рисунках
Пабло Пикассо,
Андре Дерена,
Фернана Леже,
Анри Матисса.
К образцам неоклассицизма относят картины: «
Клятва Горациев» (1784), «
Смерть Марата» (1793), «
Леонид при Фермопилах» (1814), «
Венера уговаривает Елену любить Париса» (1790), «
Поэзия обнимает живопись» (1782), «
Персей и Андромеда» (1777), «Портрет Гортензии Богарне» (1808), «Юность» (1893), «Масленица» (1903), «
Автопортрет в костюме Пьеро» (1911), «Скрипач» (1915), «
Портрет балерины Анны Павловой» (1921).