Незадолго до одного из самых трагических происшествий в жизни Винсента они с
Гогеном отправились на традиционное арлезианское развлечение – рождественскую корриду. Тогда Ван Гога очень поразил один довольно жестокий ритуал: после особенно мастерской победы над быком тореадору торжественно вручали отрезанное ухо животного.
Отношения между Ван Гогом и Гогеном на тот момент были очень напряженными. Несмотря на то, что совместное проживание стало для них очень продуктивным в творческом плане, они все время ругались и спорили. Периодические припадки Винсента, его неопрятность и отвратительный характер делали жизнь с ним невыносимой (его компаньона тоже нельзя назвать ангелом, но до Ван Гога ему было далеко). На Рождество они снова крупно повздорили, и Гоген в очередной раз заявил, что уезжает. Винсент во время этой ссоры пытался напасть на него с опасной бритвой, однако, встретив спокойный и холодный взгляд, смутился и спрятался в своей комнате…
Он остановился лишь тогда, когда добрался до артерии, чем вызвал сильное кровотечение. Дальнейшая история известна: кровавый «подарок» проститутке, полиция, поспешный отъезд Гогена, больница и, наконец – психиатрическая лечебница. Два
«Автопортрета с перевязанным ухом» Винсент Ван Гог написал подряд – ранение зажило довольно быстро (
второй вариант). На обеих картинах художник выбрит и опрятен. По всей видимости, писались они еще в больнице. Но вот что отличает эти автопортреты от более ранних: разительная перемена во взгляде. Из вечно настороженного он превратился в совершенно безумный. О событиях того Рождественского вечера он помнил мало. Понятно было только одно: мечта о коммуне художников окончательно рассыпалась в прах. Это крушение надежд стало последней каплей, последним и смертельным ударом по остаткам психического здоровья Ван Гога.
В июле 2016 года открылась новая подробность этой мрачной истории. Благодаря книге Бернадетт Мерфи "Ухо Ван Гога: Правдивая история" стало известно имя женщины, которой художник преподнес свой странный подарок. Ее звали Габриэль Берлатье, и она в самом деле была проституткой в борделе, куда часто наведывался художник. Что же касается имени Рашель, упоминаемом в более ранних источниках, оно, вероятнее всего, было псевдонимом женщины.
Автор: Евгения Сидельникова