Изображенный на этой картине мужчина был весьма известной личностью среди парижских художников. За время жизни во французской столице Винсент Ван Гог написал три
портрета Папаши Танги.
Второе и третье (описываемое здесь) полотна очень похожи по стилю и композиции, но разительно отличаются от
первого, созданного еще до знакомства Винсента с японским искусством.
Картины Парижского периода объединяет одна интересная особенность – все они не похожи друг на друга. Винсент как будто пробует « на вкус» то один стиль, то другой: от реализма – к импрессионизму, затем – к
пуантилизму. Он постоянно экспериментирует, сохраняя при этом неуловимую узнаваемость и индивидуальность. Иногда Ван Гог пишет по три картины в день. И здесь стоит поблагодарить Папашу Танги (и, конечно же, Тео, неутомимо снабжавшего брата деньгами).
Жюльен Танги держал лавку на улице Клозель, где продавал краски, кисти и картины. Полотна, которые спустя годы стали стоить целое состояние, доставались ему практически бесплатно. Молодым и сплошь бедным художникам Танги давал неограниченный кредит на приобретение художественных принадлежностей и даже подкармливал их. Лавка Папаши Танги долгое время была единственным местом, где можно было увидеть и купить строго по прейскуранту (большие – сто франков, маленькие – сорок) работы
Сезанна. Одним из главных убеждений Танги было:
«Художник, который ведет себя достойно, обязательно добьется успеха». Винсенту, который в то время пристрастился к абсенту и довольно редко вел себя достойно, успех явно не грозил, но Папаше Танги эксцентричный голландец нравился. А Ван Гогу, в свою очередь, нравился любой, кто проявлял хоть малейший интерес к его работам. Он с радостью дарил лавочнику свои картины, а взамен получал возможность брать столько красок, сколько ему было нужно.
На втором и третьем портретах Папаши Танги Винсент окружил его восточными эстампами: здесь и Фудзи, и цветущая сакура, и актеры театра кабуки. В этот период Ван Гог как раз увлекся японской живописью, которая наложила отпечаток на все его дальнейшее творчество. Восточные черты приобрело и лицо знаменитого лавочника (его здесь часто сравнивают с добродушным Буддой).
Автор: Евгения Сидельникова