Картину «
Портрет девушки» Вильгельм Хаммерсхёй написал в 1885 году, в возрасте 21 года. У дебютанта была амбициозная цель – получить на весеннем Салоне приз Нойхаузена, награду Королевской академии изящных искусств. Натурщицей стала 19-летняя сестра художника Анна, которую он выбрал потому что, как объяснил впоследствии,
«хотел написать того, кого хорошо знал».
Есть предположение, что молодой Хаммерсхёй ориентировался на
«Портрет сестры художника» Юлиуса Экснера, который в то время был главной фигурой в датском искусстве. Сорока годами ранее эта дебютная картина принесла первый приз будущему мэтру и стала ключом к его успеху. Так что неудивительно, что юный последователь решил взять её за образец.
Анна, полностью одетая в чёрное, изображена на фоне белой панели. Как и героиня Экснера, она сидит в спокойной позе, повернувшись в три четверти и не глядя на зрителя. Её бледно-красные губы – единственное исключение в лаконичной палитре. Сам Хаммерсхёй пояснял:
«Вероятно, эти цвета можно назвать нейтральными и приглушёнными. Я абсолютно уверен, что чем меньше цветов на картине, тем она лучше с точки зрения цвета».
В отличие от Экснера, Хаммерсхёй не получил приз. Судя по всему, консервативному жюри пришлись не по вкусу приглушённая палитра и свободные мазки, а также отсутствие повествования и спартанская обстановка. Даже искусствовед Карл Мэдсен, который только начинал тогда свою карьеру, назвал эту картину
«самой странной на показе этого года». Но это не помешало критику стать одним из сорока человек, подписавших петицию с требованием присудить премию Хаммерсхёю. Учитель юноши
Педер Северин Крёйер написал Мэдсену письмо, в котором назвал академиков
«идиотами, болванами и слепыми фанатиками». Он призвал искусствоведа
«написать что-то против них с твёрдостью и силой. Плюнуть в них. Они это заслужили».
Любопытно, что Вильгельм Хаммерсхёй во время обучения у Крёйера в Независимой школе остался равнодушен к ярким краскам и полным жизни сценам своего педагога. Наставник говорил о своём студенте:
«Я не понимаю его. Мне кажется, что он станет крупным художником, поэтому я стараюсь не влиять на него». Но письмо Мэдсену ясно показывает, что чувствовали прогрессивные художники по отношению к истеблишменту. Впоследствии этой «Портретом девушки» восхищался один из основоположников импрессионизма
Пьер Огюст Ренуар.
В 1890 году жюри Салона отказалось принять полотно
«Спальня. Интерьер с женщиной у окна» – следующую картину Хаммерсхёя, для которой позировала его сестра. Художник стал одним из сооснователей неподконтрольной академикам Независимой выставки, которая прошла в следующем году. В том же году он женился на
Иде Ильстед, которая заменила ему Анну в качестве модели.
Автор: Влад Маслов