Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума.
Время возникновения, ориентиры и художники классицизма
Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании, Германии, Англии, Нидерландах, США и России, где возник в процессе европеизации при Екатерине II, которая ввела моду на всё французское.
Эталоном для классицизма была греко-римская античность, что отражено в названии направления: фр. classicisme происходит от лат. classicus, т.е. «образцовый», «принадлежащий к первому (высшему) классу римских граждан. Искусство Древней Греции и Древнего Рима было объявлено образцом гармонии, достичь которой можно, руководствуясь разумом.
Утверждение Декарта Cogito ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») как нельзя лучше характеризует философию классицизма. Произведение классицистического искусства строилось по строгим канонам и стремилось стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Целью творчества было познание истины, а задачей – воспитание человека по законам морали и нравственности. Важная тема позднего классицизма – столкновение гражданского долга и личных интересов, которыми жертвовали во благо высших идеалов.
Классицизм выстроил иерархию жанров, смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая, мифологическая и религиозная живопись, к низким – натюрморт, пейзаж, портрет.
Самые известные художники-классицисты: Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова, Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро, Андре Ленотр, Кристофер Рен, Дж. Кваренги, Чарлз Камерон, Василий Баженов, Матвей Казаков.
Смерть Германика
1628, 198×148 см
Периодизация: разные страны - разные системы
Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному, в связи с чем возникает путаница в терминах.
Во Франции классицизмом называют стиль XVII – начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом – стиль второй половины XVIII в. – первой трети XIX в.
В российском искусствоведении принята иная датировка:
I. Классицизм XVII в. Возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии, которая противопоставляет идею рационализма, порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность. Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд «Рассуждение о методе» (1637); трактат «Поэтическое искусство» (1674) Никола Буало; строительство Версаля – «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена (1594-1665) и Клода Лоррена (1600-1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже (1648); трагедии Корнеля (1606-1684) и Расина (1639-1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.
II. Классицизм XVIII-XIX вв. Классицизм – главный стиль во Франции в эпоху Просвещения, Французской революции и Первой империи, а также в других странах Европы и даже в США. В XVIII в. интерес к античности обретает «второе дыхание» благодаря трем факторам: начатым в 1748 г. раскопкам Помпей и Геркуланума, трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля, которого прославлял влиятельный художник Менгс.
В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX вв. при «просвещенной императрице» Екатерине II, одержимой культом государственности. В искусстве позднего классицизма царит культ героического. Важные вехи: творчество художников Жака-Луи Давида, Жана Огюста Доминика Энгра, Карла Брюллова, скульпторов Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; возведение Триумфальной арки (1806-1836) и Вандомской колонны в Париже, Бранденбургских ворот в Берлине (1788-1791), основание Академии художеств в России (1757), строительство Санкт-Петербурга – Северной Пальмиры, самого масштабного шедевра классицизма.
В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем, сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм.
Классицизм XVII века: начало и расцвет
Классицизм XVII в. российский историк искусства Сергей Даниэль называет «эпохой Пуссена», так как французский художник Никола Пуссен (1594-1665) является родоначальником раннего европейского классицизма и самым ярким его представителем.
Автопортрет
1650, 74×98 см
Пуссен был страстным поклонником и знатоком античного искусства, литературы и философии, он полжизни провел в Италии, где изучал древнеримскую скульптуру, а также работы мастеров Возрождения, среди которых выше всех ставил Рафаэля и Тициана. В Риме он штудировал геометрию, перспективу, анатомию и оптику, стремясь постигнуть «разумную основу прекрасного». Пуссен был знаком и с новаторским подходом к обучению художников, принятым в Болонской академии живописи братьев Карраччи, основанной ими в 1585 году. Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи ввели в практику подробное знакомство учеников с творчеством мастеров Высокого Возрождения: их картины считались образцовыми, так как были написаны в соответствии с античными канонами и строились по универсальным законам красоты.
Рисование с натуры не допускалось: изначально незначительная натура должна быть усовершенствована, облагорожена и упорядочена.
Рисование с натуры не допускалось: изначально незначительная натура должна быть усовершенствована, облагорожена и упорядочена.
Пьета
1600
Пейзаж с бегством в Египет
1603, 230×122 см
Преклонение перед античностью, прекрасной далекой Аркадией, во Франции XVII века становится настоящим культом. Возникает небывалый интерес к античной литературе: величайшими авторами провозглашаются Гомер, Вергилий и Овидий, «Метаморфозы» которого становятся неисчерпаемым источником сюжетов для живописцев, а лучшие «перья эпохи» Корнель и Расин черпают вдохновение в трагедиях Еврипида и Эсхила.
В философии же царит культ разума: рационализм Декарта получает всеобщее признание, его идеи приходятся в буквальном смысле слова ко двору: основанный на строгой иерархии порядок – то, что нужно для становления абсолютной монархии. По приказу Короля-солнца Людовика XIV строится Версаль – воплощение классицистических идей рационализма, порядка и системы. В 1667-1678 гг. возводится восточное крыло Лувра, в котором впервые элементы эстетики классицизма собраны воедино: опора на классические ордерные пропорции, строгое членение по горизонтали и вертикали, симметрия, расположенный в центре здания фасад, выделенный фронтоном.
В философии же царит культ разума: рационализм Декарта получает всеобщее признание, его идеи приходятся в буквальном смысле слова ко двору: основанный на строгой иерархии порядок – то, что нужно для становления абсолютной монархии. По приказу Короля-солнца Людовика XIV строится Версаль – воплощение классицистических идей рационализма, порядка и системы. В 1667-1678 гг. возводится восточное крыло Лувра, в котором впервые элементы эстетики классицизма собраны воедино: опора на классические ордерные пропорции, строгое членение по горизонтали и вертикали, симметрия, расположенный в центре здания фасад, выделенный фронтоном.
Версаль. Общий вид. Строительство дворца начато в 1668 г. Предназначенный для Короля-солнца Людовика XIV, Версаль наполнен солярной символикой: дворец ориентирован по солнцу, аллеи парка похожи на лучи, парк украшает фонтан бога солнца Аполлона.
Ф. д’Орбе, Л. Лево, К. Перро. Восточное крыло Лувра, 1667-1678
Важную роль в культурной жизни XVII в. играет театр – театральность становится еще одной приметой эпохи.
И даже художники мыслят картину как действие, выраженное пластикой жеста, регулируемое светом и цветом. Никола Пуссен, с его убеждением в том, что законы искусства обусловлены разумом, с его страстью к античности и ярким талантом, становится выразителем философии классицизма в живописи.
Царство Флоры
1631, 181×131 см
Аркадские пастухи
1650, 121×85 см
Суд Соломона
1649, 101 см
Никола Пуссен. «Суд Соломона», 1649, Лувр.
Эту картину Пуссен считал своей лучшей работой. Вот как описывает ее историк искусства Сергей Даниэль: «Суд Соломона в пуссеновской интерпретации – это суд, рассчитанный на публичное обозрение. Существенно не событие как таковое, а идея, с которой оно должно соотноситься, которую оно должно репрезентировать, – идея высшей справедливости, беспристрастности, мудрости. Совершенство композиции Пуссена можно было бы обозначить теми же словами, какими с библейских времен характеризуют мудрый суд, – соломоново решение».
Особую роль в культуре классицизма сыграл французский художник Клод Лоррен (1600-1682): в его творчестве идея болонских академистов о самостоятельном значении пейзажа и его праве на сосуществование с живописью высоких жанров обрела совершенное воплощение. Ландшафт является для Лоррена ареной человеческой истории, а прообразом художественного единства – изначальное единство Вселенной, природный Космос. Пейзажи Лоррена представляют собой идеально выстроенные композиции, которые внимательный зритель сможет без труда «прочитать». Его «персонажи» – это Небо, Земля, Море и Солнце (историк искусства Сергей Даниэль отмечает, что страной Лоррена правит не Король-солнце, а Солнце-король), а сюжеты – их встречи и прощания.
В идиллические картины природы живописец-философ вводит мотив vanitas: руины античных дворцов и храмов на его картинах – это напоминание о бренности человеческого существования, вечна лишь обновляющаяся природа. Кроме того, руины – это обращение к памяти, связующей прошлое и настоящее, дань Мнемозине, матери муз. Впоследствии эстетику руин будут воспевать романтики в XIX веке.
Эту картину Пуссен считал своей лучшей работой. Вот как описывает ее историк искусства Сергей Даниэль: «Суд Соломона в пуссеновской интерпретации – это суд, рассчитанный на публичное обозрение. Существенно не событие как таковое, а идея, с которой оно должно соотноситься, которую оно должно репрезентировать, – идея высшей справедливости, беспристрастности, мудрости. Совершенство композиции Пуссена можно было бы обозначить теми же словами, какими с библейских времен характеризуют мудрый суд, – соломоново решение».
Особую роль в культуре классицизма сыграл французский художник Клод Лоррен (1600-1682): в его творчестве идея болонских академистов о самостоятельном значении пейзажа и его праве на сосуществование с живописью высоких жанров обрела совершенное воплощение. Ландшафт является для Лоррена ареной человеческой истории, а прообразом художественного единства – изначальное единство Вселенной, природный Космос. Пейзажи Лоррена представляют собой идеально выстроенные композиции, которые внимательный зритель сможет без труда «прочитать». Его «персонажи» – это Небо, Земля, Море и Солнце (историк искусства Сергей Даниэль отмечает, что страной Лоррена правит не Король-солнце, а Солнце-король), а сюжеты – их встречи и прощания.
В идиллические картины природы живописец-философ вводит мотив vanitas: руины античных дворцов и храмов на его картинах – это напоминание о бренности человеческого существования, вечна лишь обновляющаяся природа. Кроме того, руины – это обращение к памяти, связующей прошлое и настоящее, дань Мнемозине, матери муз. Впоследствии эстетику руин будут воспевать романтики в XIX веке.
Клод Лоррен. «Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской», 1646, Государственный Эрмитаж.
Сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия: влюбленный в Сивиллу Феб предложил ей всё, что она пожелает. Пророчица зачерпнула пригоршню пыли и попросила себе столько лет жизни, сколько пылинок в ее ладони, забыв о требовании сохранить ей молодость. Желание недальновидной красавицы было исполнено: она жила очень долго, но состарилась и одряхлела. Вот как трактует картину Сергей Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает в себе возможность метафорического прочтения: как обрушились и поросли травой камни некогда величавого здания, так неумолимое время изменит облик ныне юной и прекрасной девы, вечно юной и вечно прекрасной останется только природа. В согласии с этим замыслом живописец противопоставляет уходящие в землю руины (левая часть композиции) молодым высокоствольным деревьям, устремленным к небу (правая часть), а обломки здания на авансцене картины контрастируют с живой стихией моря в глубине изображения».
Сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия: влюбленный в Сивиллу Феб предложил ей всё, что она пожелает. Пророчица зачерпнула пригоршню пыли и попросила себе столько лет жизни, сколько пылинок в ее ладони, забыв о требовании сохранить ей молодость. Желание недальновидной красавицы было исполнено: она жила очень долго, но состарилась и одряхлела. Вот как трактует картину Сергей Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает в себе возможность метафорического прочтения: как обрушились и поросли травой камни некогда величавого здания, так неумолимое время изменит облик ныне юной и прекрасной девы, вечно юной и вечно прекрасной останется только природа. В согласии с этим замыслом живописец противопоставляет уходящие в землю руины (левая часть композиции) молодым высокоствольным деревьям, устремленным к небу (правая часть), а обломки здания на авансцене картины контрастируют с живой стихией моря в глубине изображения».
Классицизм XVIII – первой трети XIX века: вторая волна
Классицизм «второй волны», или поздний классицизм начинается позже, чем календарное столетие - в 20-х годах XVIII века. А завершается в первой трети XIX века, превратившись в консервативный академизм.
В XVIII в. происходит важный мировоззренческий переворот в европейском сознании. До этого времени европейцы считали, что живут в мире, о котором заботится Бог (в Древней Греции и Риме – боги), и человеческое существование поддерживается высшими силами. XVIII век оказывается первым столетием, когда человек начинает сомневаться в этой поддержке – происходит движение в сторону отказа от религиозности, появляются первые атеистические концепции.
Период с 1740-х по 1780-е гг. входит в историю под громким названием «эпоха Просвещения»: вся Европа прислушивается к голосу «короля Вольтера» (1694-1778), и настоящие короли стремятся снискать расположение человека, который олицетворяет собой бесстрашно-разоблачительную мысль эпохи. Вместе с Вольтером целая плеяда мыслителей: Монтескье, Дидро, Руссо и др. – совершают настоящую интеллектуальную революцию: гуманитарные науки, которые прежде безоговорочно подчинялись богословию, теперь освобождаются и становятся в один ряд с естественными и математическими. Нет больше непогрешимых авторитетов, священных истин, все в мире должно подвергаться сомнению и анализу, и для человеческой мысли не может быть запретов и ограничений.
Именно XVIII в. открывает современность – современный тип культуры. В эпоху Просвещения появляются первые художественные музеи и проводятся первые выставки: человека надо просвещать, чтобы мир изменился к лучшему. У художников формируется гражданская позиция, и искусство начинает реагировать на то, что происходит здесь и сейчас.
XVIII век – еще и век Великой французской революции (14 июля 1789 – 9 ноября 1799), которая кардинально изменила не только Францию, но и всю Европу.
В 1748 Европа испытывает потрясение другого рода: в ходе раскопок древних городов Помпей и Геркуланума обнаружены прекрасные произведения античного искусства, и увлечение античностью вспыхивает с новой силой и страстью. Образы героев Древнего Рима порождают желание подражать их примеру: высшую ценность приобретают гражданские добродетели – чувство долга, волевая самодисциплина, умение подчинять чувства контролю рассудка, но прежде всего – общему благу. Рим сохраняет статус интернациональной школы искусств, но столицей художественного мира становится Париж.
Автопортрет
1794, 80.5×64.1 см
Выразителем настроений эпохи стал французский художник Жак-Луи Давид (1748-1825), и поздний классицизм историки искусства называют «эпохой Давида».
Классицизм Давида представляет собой антитезу классицизму Пуссена: если Пуссен созерцателен и философичен, то Давид прагматичен и тенденциозен. Поздний классицизм стал официальным стилем Французской революции и наполеоновского времени, так как для прославления республиканских добродетелей, в впоследствии – великолепия империи требовалось новое искусство.
Классицизм Давида представляет собой антитезу классицизму Пуссена: если Пуссен созерцателен и философичен, то Давид прагматичен и тенденциозен. Поздний классицизм стал официальным стилем Французской революции и наполеоновского времени, так как для прославления республиканских добродетелей, в впоследствии – великолепия империи требовалось новое искусство.
Клятва Горациев
1784, 330×425 см
Смерть Марата
1793, 165×128 см
Убежденным классицистом был Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Он считал, что всё великое уже создано, и задача художника – соответствовать образцам. Например, его «Портрет мадемуазель Ривьер» – оммаж Рафаэлю.
Мадемуазель Каролин Ривьер
1805, 100×70 см
В скульптуре эпохи позднего классицизма красноречивое воплощение получает культ героического. Используя язык иносказания, скульпторы прославляют великих мыслителей, полководцев и современников, облекая их в античные хитоны, латы и увенчивая головы лавровыми венками.
Работы выше: Э.М. Фальконе. «Медный всадник», 1768; И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, 1804-1818; Антонио Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы», 1805, Галерея Боргезе, Рим; Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве, 1822-1830.
Русский классицизм
В России стиль классицизм обрел широчайших размах и проявился во всех сферах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, литературе и даже градостроительстве.. Появился он во второй половине XVIII в. при Екатерине II, которая прониклась идеями Просвещения и переписывалась с самим Вольтером.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
1780-е
, 110×76.8 см
В истории искусства принята такая периодизации русского классицизма:
- ранний классицизм (1760-е – перв. пол. 1780-х гг.)
- зрелый, или строгий классицизм (1780-е – 1790-е гг.)
- высокий классицизм, или русский ампир (перв. треть XIX в.).
Самыми известными русскими художниками-классицистами являются Карл Брюллов, портретисты Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский, художник Антон Лосенко. А самым масштабным памятником русского классицизма – город Санкт-Петербург, построенный лучшими архитекторами эпохи по канонам великого Андреа Палладио.
- ранний классицизм (1760-е – перв. пол. 1780-х гг.)
- зрелый, или строгий классицизм (1780-е – 1790-е гг.)
- высокий классицизм, или русский ампир (перв. треть XIX в.).
Самыми известными русскими художниками-классицистами являются Карл Брюллов, портретисты Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Василий Тропинин, Орест Кипренский, Владимир Боровиковский, художник Антон Лосенко. А самым масштабным памятником русского классицизма – город Санкт-Петербург, построенный лучшими архитекторами эпохи по канонам великого Андреа Палладио.
Последний день Помпеи
1830-е
, 465.5×651 см
Дж. Кваренги. Академия наук в Санкт-Петербурге, 1783-1789
Классицизм: шпаргалка
Вы эксперт, если:
- Читали «Метаморфозы» Овидия и «Историю» Тита Ливия и с легкостью узнаете сюжеты на картинах художников-классицистов.
- Можете найти отсылки к обожествляемому классицистами Рафаэлю на «Портрете мадемуазель Ривьер» Энгра и «Последнем дне Помпеи» Брюллова и назвать источники цитат.
- Понимаете, что главное в картине классицизма – не сюжет, а репрезентация какой-либо идеи.
Вы профан, если:
- Считаете картины классицистов скучными. Нужно просто иметь к ним смысловой «ключ» и помнить, что художники писали их в расчете на подкованного зрителя.
- Полагаете, что пейзажи Клода Лоррена – просто красивые картинки природы, а не философские аллегории.
- Удивляетесь, почему автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве «одел» их в античные хитоны.
Автор: Анна Пашина.
Подготовлено по материалам, в частности, следующих источников: С. Даниэль «Европейский классицизм»; Э. Г. Гомбрих «История искусства»; Е. Кожина «Искусство Франции XVIII века».