Кусочек обгоревшего дерева, пожалуй, первый художественный материал, который человечество стало использовать для рисования.
Рисунки углем – одни из первых художественных уроков для начинающих художников, с них начинается путь к живописи. Однако кажущаяся простота материала вовсе не говорит о том, что научиться рисовать углем – элементарный навык. Рисунки углем учат видеть в набросках к будущей картине главные и второстепенные детали, выстраивать общую композицию, использовать фон бумаги в качестве цвета, дают отличные навыки в тонировании, штриховке.
Техника рисования углем появилась примерно к XV веку. Первоначально художники использовали обычный древесный уголь, предпочитая орех, иву и виноград. Лишь в XIX веке додумались размолоть и спрессовать уголь с использованием растительных клеев – так можно было получить более жирные, насыщенные цветом линии и пятна. Для хорошей сцепляемости в такой технике выбирают шероховатую бумагу.
Станковая живопись часто начинается с рисунков углем – эскизов, набросков, которые художники используют для выбора композиции, пропорций, прикидок переднего и заднего планов, элементов декора, отработки позы, жеста модели. Однако есть немало рисунков, которые могут считаться полноправными произведениями искусства и иметь высокую художественную ценность. Уголь был одним из любимых художественных материалов, которыми выполняли свои наброски
Сандро Боттичелли и
Леонардо да Винчи. Прекрасные работы, выполненные углем, оставили потомкам такие мастера живописи, как
Илья Репин и
Теодор Жерико,
Эдгар Дега и
Поль Гоген. Широко известен «зигзаг» в творчестве
Джона Сингера Сарджента, который, будучи на вершине славы, в 1907 году отказался от масляной живописи и переключился на рисунки углем, создав несколько сотен замечательных портретов.
Рисунки углем – впрочем, как и любые подготовительные рисунки, учат художников определять главную идею произведения и сосредотачиваться на ней. Игра света и тени, акценты, блики, выбор толщины линий, обучение правильному использованию тона, работа с растушевкой – вот далеко не полный перечень умений и навыков, которые получает будущий мастер в процессе такого обучения.