Примитивизм, или наив (от латинского
primitivus — первоначальный) – направление в искусстве, которое сознательно отрицает академизм, обращаясь к разнообразным архаичным формам народного искусства и детского творчества. Художники, работающие в этом стиле, намеренно упрощают технику исполнения произведения, имитируя народные картинки, детский рисунок, лубок или искусство племен, живущих вдали от цивилизации.
Примитивизм сыграл большую роль в радикальном изменении направления развития европейской и американской живописи на рубеже XX века. Для художников наивное искусство стало поводом обратиться к опыту исчезнувших культур в противовес растущей урбанизации общества, а также возможностью подвергнуть критике «незыблемые» традиции европейской живописи. Примитивизм как новый стиль в искусстве не только обеспечивал новые эстетические формы. Направление предлагало художникам и зрителям более сложную эмоциональную модель, в которой люди были сильнее связаны с природой и между собой, новые духовные взаимосвязи.
Примитивизм в искусстве первоначально воспринимался как антипод «цивилизованных» художественных стилей, продолжая размышления современных философов о рациональном и иррациональном, естественном и искусственном. Стремление к простоте жизни представлялось свежим и органичным на фоне всеобщей модернизации и эгоистичной жажды денег и власти. Публика восхищалась предметами быта и культуры народов Африки, Океании, Америки, которые выставлялись на Всемирных выставках, а в 1878 году был открыт Музей Трокадеро - первый этнологический музей Парижа. В поиске путей, отличных от классических, художники вдохновлялись этими артефактами и стали экспериментировать с эстетикой примитивизма, создавая картины с использованием насыщенных цветов и стилизованных форм.
Одним из первых к новому стилю обратился
Поль Гоген, который в своих работах таитянского цикла постарался передать идеи и эмоции через линию и цвет. Примитивными артефактами вдохновлялись
Анри Матисс,
Эдвард Мунк,
Джеймс Энсор,
Пабло Пикассо. Свою творческую «дань» искусству коренных народов отдали
Модильяни,
Бранкузи,
Кандинский,
Марк.
Дискуссии о том, стоит ли объединять понятия «
примитивизм» (подразумевая профессионализм мастера) и «
наив» (отсутствие классического образования у художника) ведутся до сих пор. Некоторые искусствоведы предпочитают ставить между этими понятиями знак равенства, вводя понятие «
неопримитивизм» для обозначения произведений признанных мастеров, применяющих «детскую» стилизацию как прием в некоторых своих произведениях.
Произведениям, выполненным в стиле примитивизма, обычно присущи следующие черты: отсутствие линейной перспективы; одинаковая тщательность проработки и фона, и переднего плана картины; цвета не теряют насыщенности в зависимости от удаления объекта; отсутствуют тени и блики света; анатомические пропорции людей и животных не соблюдаются. Как следствие – картина не имеет объема и похожа на детский рисунок или открытку. Еще одна отличительная особенность картин примитивистов – отсутствие различий между реальностью и фантазией.
Наивное искусство легло в основу некоторых направлений в живописи, в частности, фовизма и кубизма. Для русских художников начала XX века течением, использующим приемы неопримитивизма, стал супрематизм.
Знаковые картины примитивизма:
Поль Гоген «
Видение после проповеди», 1888
Нико Пиросмани, «
Рыбак среди скал», 1906
Пабло Пикассо, «
Авиньонские девицы», 1907
Анри Руссо, «
Сон», 1910
Макс Эрнст, «Прекрасная садовница», 1927
Художники примитивизма:
Анри Руссо,
Нико Пиросмани, Екатерина Медведева,
Бабушка Мозес,
Екатерина Билокур,
Мария Примаченко. Приемы упрощения изображения использовали в своем искусстве
Поль Гоген,
Анри Матисс,
Пабло Пикассо,
Казимир Малевич,
Марк Шагал,
Михаил Ларионов,
Жан Дюбюффе,
Жан-Мишель Баския.