«Рыбак среди скал» – яркий образец портретов Пиросмани
на пейзажном фоне. Мы видим традиционно четкую и статичную композицию. Ни пространственная, ни временная перспектива здесь не существует. Есть момент, который запечатлен таким образом, что мысль о «до» и «после» просто не возникает.
В большинстве работ художника довольно скупая колористика – по той простой причине, что ввиду тотальной бедности, сопровождавшей его всю жизнь, Пиросмани не мог себе позволить разнообразную палитру красок. В данном случае использованы традиционные для Пиросмани цвета – синий, оливковый, ненавязчивый желтый, белый, черный.
Пиросмани нередко критиковали за
несуразные размеры объектов на его полотнах. «Рыбак среди скал» – не исключение. Человек кажется гигантским, равно как и рыба в половину скалы. Велика вероятность, что это следствие его «немедленного» подхода. Нико Пиросмани приступал к работе, едва получив заказ. Не было длительного обдумывания и вторых планов даже в процессе написания картины: он всегда писал «сейчас», переходя от объекта к объекту. В итоге на картине отдельно изображены скалы, отдельно – рыбак, вот его шляпа, а вот его рыба. При этом отдельные компоненты, не сливаясь, удивительным образом соединяются в единое целое, хотя плавных переходов изображение лишено – идет ли речь о цветах или фигурах.
Картина монументальна и при этом имперсональна. Мы не задумаемся о том, что происходит с рыбаком вне изображенного момента, много ли рыбы он ловит, большое ли семейство ему приходится кормить. Кто-то по этому поводу упрекает Пиросмани в отсутствии психологизма, а кто-то – видит в простом сюжете само дыхание вечности, не озабоченной вопросами «а что за кадром». Для вечности всё в кадре, и идти некуда – не потому что бесполезно, а потому что всё уже здесь.
Автор: Алена Эсаулова