войти
опубликовать

Постмодернизм

428 работ, 76 художников
Постмодернизм (от фр. postmodernisme — после модернизма) – период в искусстве, который последовал за доминированием модернизма в теории и практике культуры. Возникшее в середине XX века это течение, идейно объединяющее многих современных художников, непосредственно связано со скептицизмом, иронией и философской критикой универсальных истин и объективной реальности. Сам термин «постмодернизм» ввел в обиход Жан-Франсуа Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна» (1979), в которой обыгрывалась идея «языковой игры». Впервые предложенная австрийцем Людвигом Витгенштейном идея заключалась в том, что разные группы людей используют один и тот же язык по-разному – и это, в свою очередь, может привести к тому, что и на мир они будут смотреть совершенно по-разному.

В эпоху постмодернизма не стало единой линии повествования, не стало привилегированной точки зрения, системы или теории. Мир стремительно менялся после двух разрушительных войн и миллионов смертей, первых ядерных испытаний, торжества коммунистической идеологии. В этот период оптимизм модернистов, который доминировал в довоенном мире, стал неактуальным и устаревшим. Постмодернизм сместил географические акценты - мировой центр искусств переместился из Парижа в Нью-Йорк. Если модернисты фокусировались на дизайне, иерархии, мастерстве, то постмодернисты интересовались коллажами, случайностью, анархией, повторением. Ранние проявления постмодернизма заметны у дадаистов, в картинах сюрреалистов, мастеров, работающих в жанре абстрактного экспрессионизма, хроматической абстракции, арте повера и живописи цветового поля. В графическом дизайне это проявляется как тенденция к использованию стилей техно, панк, гранж.

Глубине постижения темы и метафизике модернистов противопоставили поверхностность, иронию и искусство жеста. Постмодернизм дал художникам возможность критиковать всех и вся, разрушать старые устои живописи, отрицать вкусы публики. В послевоенной Америке появились нео-дада и поп-арт, а в последующие несколько десятилетий реакционные формы искусства вылились в такие направления, как минимализм, концептуальное искусство, перфоманс, видеоарт. Разнообразные по сути и форме все эти движения постмодернизма имеют общие характеристики такие, как смешение иерархий высокого и низкого искусства, отрицание концепций подлинности и оригинальности, характерных для модернистов, делая акценты на зрелищность, иронию и игривость.

В искусстве наступила эпоха вседозволенности. Радикализированная и провокативная эстетика постмодернизма смешивала стили и творила новые смыслы. Как писал британский драматург Гарольд Пинтер, «не существует жестких различий между тем, что реально, и тем, что нереально. И между тем, что является правдой и тем, что является ложью. Вещь не обязательно либо истинна, либо ложна; это может быть и правдой, и ложью». Новые тенденции проявились не только в живописи, но и в архитектуре, драматургии, музыке, танце. Классический балет разбавили хип-хопом и эротизмом, на сцене царила Мадонна, шокируя публику новыми образами. Успех в искусстве стал оцениваться его коммерциализацией и всеобщей шумихой, которую поднимали СМИ вокруг того или иного художника.

Итак, постмодернизм представляет собой парадоксальное смешение стилей, направлений и жанров, отрицая наследие европейской художественной традиции. В то же время этот стиль остро затрагивает насущные социальные вопросы, встающие перед обществом, на которые пытаются дать ответы современные художники. Используя готовые формы и материалы, выдернутые из обычного окружения, которые помещаются в новую, порой непривычную систему координат, постмодернизм пытается решить главные задачи искусства как такового.

Художники стиля постмодернизм: Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Барбара Крюгер, Джефф Кунс, Роберт Раушенберг, Марина Абрамович, Герхард Рихтер, Дэмиен Херст.
Смежные направления
Живопись
289 330 работ, 28 709 художников
Масло
118 442 работы, 10 311 художников
Жанровая сцена
38 185 работ, 4 500 художников
Абстракционизм
10 555 работ, 1 964 художника
Лента