войти
опубликовать

Ампир

10 работ, 3 художника
Ампир (от фр. empire — имперский) – направление в развитии дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и живописи, продолжение стиля неоклассицизм. Стиль возник во Франции при дворе Наполеона I, активно развивался в промежутке между 1800 и 1815 годами и был популярен вплоть до конца 1820-х, распространившись на большую часть Европы и США. Ампиру предшествовала более строгая и минималистическая форма неоклассицизма - стиль директории.

Правление Наполеона I и его стремление утвердить свою безграничную имперскую власть повлекло за собой желание демонстрировать агрессивное богатство, излишнюю театральность, неороманскую стилистику, приправленные классическими формами и силуэтами. Показная пышность стиля ампир разрабатывалась и воплощалась в жизнь двумя дизайнерами и архитекторами – Шарлем Персье и Пьером Фонтеном. В своих разработках они во многом руководствовались архитектурными формами Римской империи, что было дополнительно инспирировано большим интересом к находкам при раскопках в Помпеях и Геркулануме. Они провели полную реконструкцию интерьеров Лувра, дворца Тюильри и ряда императорских резиденций, спроектировали Триумфальную арку Карусель.

Ампир изобиловал воинскими атрибутами, а также декоративными элементами, напоминавшими о военных победах Наполеона, в частности, о египетских кампаниях. Лавровые венки, знамена, звезды, воины, сфинксы, львы, лебеди сочетались со строгой основательностью прямых и ортогональных форм и яркой роскошью Имперского Рима.

Придворные художники в своих картинах использовали воинственную победную тематику ампира и восхваление личности императора, создавая образ величавой безупречности и непобедимости Наполеона I. Одним из них был Жак-Луи Давид, ставший первым портретистом консула Бонапарта и позже создавший грандиозное полотно «Коронация Наполеона» (1807), пропагандирующее незыблемость императорской власти. Большую популярность при дворе завоевал Франсуа Жерар, ученик Давида и любимый живописец императрицы Жозефины. Его портреты покорили сердца не только французской аристократии, но и многих королевских дворов Европы, делавших ему многочисленные заказы. Жерар также писал батальные сцены, в том числе на популярную тему – битву при Аустерлице.

На пике популярности ампир стал международным направлением в дизайне и архитектуре, соответствующим английскому стилю регентства, американскому федеральному стилю и стилю бидермейер в Германии. После ухода Наполеона с политической сцены стиль продолжал пользоваться популярностью в течение многих десятилетий. Во Франции возрождение интереса к ампиру произошло во второй половине девятнадцатого века и значительно позже - в 1980-х годах.

Известные картины стиля ампир:
«Портрет Наполеона Бонапарта», Анн-Луи Жироде, (1802)
«Наполеон на своем императорском троне», Жан-Огюст-Доминик Энгр, (1806)
«Коронация Наполеона», Жак-Луи Давид, (1807)
«Наполеон на поле битвы при Эйлау», Антуан-Жан Гро, (1808)

Художники стиля ампир:
Жак-Луи Давид, Франсуа Жерар, Антуан-Жан Гро, Анн-Луи Жироде, Жан-Огюст-Доминик Энгр.



Лента