Антуан-Жан Гро (род. 16.03.1771, Париж – ум. 26.06.1835, Медон) – французский живописец, принадлежит числу наиболее известных художников-академистов своей эпохи.
Особенности творчества Антуана-Жана Гро: известность приобрел в качестве придворного художника Наполеона. В немалой степени своей популярностью Бонапарт был обязан таланту Гро, создавшему на своих полотнах его идеализированный героический образ.
Известные картины Антуана-Жана Гро: «
Бонапарт на Аркольском мосту», «Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Элау», «
Битва при Назарете», «Портрет Шарля Леграна», картины на античные сюжеты, роспись купола Пантеона и др.
Картины Антуана-Жана Гро
Когда Антуан-Жан Гро появился на свет, его родители не сомневались в том, что он, как и отец, станет художником. Поэтому они сделали все возможное, чтобы юный Антуан-Жан получил приличное художественное образование. Первым его учителем стал отец, потом юноша продолжил науку в Королевской Академии живописи. После завершения учебы, согласно существовавшей традиции, художник Гро отправился в длительное путешествие, во время которого много лет провел в Италии, изучая наследие великих итальянских мастеров. За годы, проведенные в Италии, он снискал славу талантливого и самобытного портретиста. Гро создал серию портретов генуэзской знати, наиболее интересной работой этого периода считается «
Портрет Мадам Пастер». Вскоре он становится одним из самых популярных и «модных» генуэзских художников.
Жозефина во время своего пребывания в Генуе увидела картины Антуана-Жана Гро и была настолько ими впечатлена, что пригласила художника отправиться в Милан, где, собственно, и началась его карьера придворного живописца Наполеона. Здесь он создает одно из своих наиболее известных полотен – «
Бонапарт на Аркольском мосту». Художник даже получает офицерское звание и занимается по заказу Наполеона поиском и отправкой во Францию произведений искусства.
Придворный художник Бонапарта
После поражения французов художнику Гро приходится вернуться в Париж. Здесь он с успехом продолжает работать в жанре портрет («
Портрет Кристины Буайе»), а также создает картины на античную тематику («Сафо на Левкадской горе»). Гро пишет масштабные полотна, изображающие подвиги французской армии и ее главнокомандующего. Благодаря картинам Антуана-Жана Гро «Битва при Назарете», «Чумные в Яффе» живописец становится по-настоящему знаменитым. Несмотря на то, что мастер не был баталистом в классическом понимании, его работы, посвященные военным успехам Бонапарта, уверенно побеждают в многочисленных конкурсах. Это приносит художнику Антуану-Жану Гро крупные официальные заказы, которые щедро оплачивались из казны. Это и серия портретов Первого Консула, и роспись купола Пантеона, и другие большие работы, в которых наиболее ярко проявился талант Гро-живописца.
Следует отметить, что во многом своей неувядающей славе Бонапарт обязан именно художнику Гро. Созданный живописцем образ был потрясающе созвучен представлению европейской публики о том, как должен выглядеть идеальный романтический герой. Кроме знаменитых портретов и батальных сцен с участием первого лица империи, художник создает ряд портретов других прославленных современников («Дюрок», «Портрет генерала Лассаля», «Сын генерала Леграна» и пр.), конные портреты, а также картины на античные сюжеты.
Отличительной особенностью мастера было то, что Гро сумел наполнить все свои творения истинным вдохновением и богатым многоплановым сюжетом. Благодаря этому большинство картин Антуана-Жана Гро пережили славу своих героев, неоднократную смену политических эпох и даже сегодня являются предметом гордости лучших музеев и выставочных залов Франции и других стран.