Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
10 статей  •  3 теста

Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года

Предложить название
1807, 621×979 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года
  • Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в Нотр-Дам де Пари, 2 декабря 1804 года
Доп. изображения —

Описание картины «Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года»

«Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года» – апофеоз пропагандисткой живописи не только в творчестве классициста Жака-Луи Давида, но и во всём европейском искусстве. Не странно ли: тот самый Давид, который был одним из первых лиц Великой французской буржуазной революции, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента и подписантом решения о казни короля Людовика XVI, уже через несколько лет станет прославлять самопровозглашённого императора? Когда Наполеон спросил у одного из приближённых (в прошлом – ярого республиканца, как и Давид), понравилась ли ему коронация, тот отвечал: «Великолепно, ваше Величество. Жаль только, что на ней не присутствовали те триста тысяч людей, которые положили свои жизни, чтобы такие церемонии стали невозможны».

Но Давид заглушил в своём сердце подобные рефлексии. Торжественный въезд Наполеона в Париж в 1797 году потряс художника как событие не столько политическое, сколько эстетическое. Корсиканец поразил его, тонкого ценителя античной эстетики, своим римским профилем и энергией абсолютной, не подлежащей малейшему сомнению власти. «Какая же у него голова! – восторгался Наполеоном Давид. – Она настолько совершенна, что достойна сравнения с лучшими образцами античной скульптуры и живописи!»
Наполеон, следует заметить, не отвечал художнику взаимностью. Он полагал, что прошлое «живописца революции» даёт основания сомневаться в искренности его верноподданнических инстинктов. Но Бонапарт всегда высоко ценил профессионалов (именно это во многом определило его успех) и потому запечатлеть для потомков торжество своего «венчания короной и помазания на царство» он поручил именно Давиду.

Почти три года понадобилось художнику для выполнения этого масштабного гимна имперскому величию. Устроители церемонии коронации постарались на славу: такой помпезности Франция не могла упомнить и во времена монархии. Кортеж из золотых карет с представителями знати, боевыми генералами, церковниками во главе с Папой Пием VII, которого Наполеон решил пригласить на торжество, обеспечивая себе религиозную легитимность, – этот в буквальном смысле блестящий кортеж медленно и торжественно двигался от дворца до Собора Парижской Богоматери, а десятки тысяч парижан толпились на улице, чтобы поглазеть на грандиозное зрелище.

Апогеем самой коронации стал момент, когда Папа собирался возлагать на императора золотой лавровый венец, а Наполеон вырвал из его рук корону и сам водрузил её себе на голову. Этим вызывающим жестом Бонапарт утверждал абсолютный характер своей власти, показывал, что обязан ею только самому себе, а не содействию Папы, да и кого бы то ни было (кстати, позже, когда Наполеон присоединит к Франции Папскую область, Пий VII будет брошен в темницу). Изначально Давид намеревался изобразить именно момент возложения короны. Но, по размышлении, решил, что это внесёт ненужную конфликтность и драматизм, и изобразил следующий этап церемонии – когда Наполеон коронует Жозефину.

В «Коронации Наполеона» Давид старается не упустить ни одной важной детали. Многочисленные присутствующие на церемонии – реальные лица. Сам художник изображён сидящим где-то на трибунах. Многие чиновники наполеоновского госаппарата, опознав себя на картине, потом выражали неудовольствие: зачем Давид расположил их так далеко от императора. Художник парировал: «Быть слишком близко к солнцу – небезопасно для жизни».

Наполеон потребовал внести кое-какие правки – например, Давиду пришлось дописать его мать Летисию, которая в реальности на церемонии отсутствовала. Но в целом император остался «Коронацией» доволен: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Историческая сцена
Стиль и техника: Классицизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Мадонна с  младенцем
  • Персик в вазочке
  • Вольная репродукция картины Маковского К.Е. "Страдная пора"
Стиль: 18 Классицизм
1 711 работ • 0 комментариев
  • Портрет молодой женщины в тюрбане
  • Марс обезоружен Венерой и тремя грациями
  • Амур и Психея
жак луи давид
23 работы • 0 комментариев
  • Скупость
  • Горбун с пуговицами на спине
  • Карлик в высокой шляпе
Французы
50 работ • 0 комментариев
  • Неприятные отцовские обязанности. Запах
  • 1965 (PH-578)
  • Сюжет 18
мхк
716 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Марс обезоружен Венерой и тремя грациями
2
Марс обезоружен Венерой и тремя грациями

1824, 308×265 см
Неприятные отцовские обязанности. Запах
1
Неприятные отцовские обязанности. Запах

1631
Вольная репродукция картины Маковского К.Е. "Страдная пора"
$200
1
Вольная репродукция картины Маковского К.Е. "Страдная пора"

4, 27.5×48×48 см
1965 (PH-578)
2
1965 (PH-578)

1965, 254×176.5 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP