войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Робер
Делоне

Франция • 1885−1941

Биография и информация

Робер Делоне (1885-1941) – известный французский живописец, представитель орфизма, импрессионизма и постимпрессионизма. Будущий художник Робер Делоне родился в Париже, учился в школе театрально-декорационного искусства в Бельвиле. Картины Робера Делона выставлялись на международных выставках Мюнхена, Парижа и т.д.

Основные стили, в которых написаны картины художника Робера Делоне:
    • импрессионизм и постимпрессионизм;
    • кубизм;
    • симультанистский стиль - орфизм;

Картины художника отличаются иным взглядом на смысл живописного творчества. Талант мастера многогранен, он успешно работал в разных жанрах и видах искусства.

Особенности творчества художника

Рано или поздно в биографии многих, чьи имена сегодня на слуху, а картины – в лучших музеях мира, появляется отметка «Париж». Кто-то в нем остается навсегда, кто-то навсегда оставляет его в своем сердце. А кому-то, например, Роберу Делоне, просто довелось родиться в Париже. Стоит ли удивляться, что главная героиня его картин – Эйфелева башня?

О детстве Робера Делоне (Robert Delaunay) известно немного. Когда мальчику было пять лет, родители развелись, и его воспитанием занимался дядя. Подобная ситуация сложилась у его будущей жены, Сони Делоне – она рано потеряла родителей и воспитывалась у дяди. Кстати, интересное дело – сопоставить «случайные совпадения» в жизни художников и их возлюбленных: будь то практически одновременные перемещения между Витебском, Петербургом и снова Витебском Марка Шагала и его будущей жены Беллы, или череда совпадений в жизни Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, приведшая их к знакомству. Не менее интересно наблюдать за «случайностями» в жизни Робера Делоне и его будущей жены.

Окончив в Бельвиле Школу театрально-декорационного искусства, Делоне в начале своего пути увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом (1904-1909 гг). В его ранних работах заметно влияние Сезанна и Гогена Бретонского периода.

Он уже тогда обозначил главный аспект живописи, раскрытию которого он и посвятил все свои работы, – свет и цвет. По его определению, «импрессионизм – это рождение света в живописи».

Следующим этапом стало увлечение кубизмом. В 1908 году художник вступил в объединение «Золотое сечение». Впрочем, чистым кубистом он, пожалуй, и не был – слишком экспрессивной была его «геометрия», слишком ярко сияла. В свой условно кубистический период Робер Делоне пишет в основном пейзажи и городские пейзажи. Впервые на его картинах появляется Эйфелева башня. Кубизм Делоне преломляется светом в самом буквальном смысле: световые потоки изменяют изображаемые конструкции и становятся полноценным «персонажем» картины.

В 1910 году Робер Делоне женился на россиянке Соне Терк, тоже начинающей художнице, успевшей продемонстрировать яркий талант и умелое владение кистью. Робер «увёл» жену у известного галериста Вильгельма Уде, что не помешало им сохранить на всю жизнь отличные отношения с Уде и многократно выставляться в его галерее. Через несколько месяцев у Робера и Сони Делоне родился сын Шарль – художница уже была беременна от Робера, когда выходила за него замуж. Этот брак оказался катализатором для них обоих. Соня расширила цветовую палитру Робера, а он открыл для нее мир абстрактных форм. Они были вместе до самой смерти Робера в 1941 году.

В начале 1910-х годов Робер Делоне окончательно убедился, что ставить во главу угла форму ему неинтересно и вернулся к постимпрессионистскому размытому мазку, окончательно забросив кубистические линии и контуры. В 1911 году по приглашению Кандинского Робер Делоне вступил в объединение «Синий всадник» и принял участие в мюнхенской выставке, после чего официально объявил о разрыве с кубистами. Взамен он создал свое художественное направление – симультанизм (от латинского simul – вместе, одновременно). Симультанисты изображали концентрические цветовые круги, причем сочетания цветов (так называемые симультанные контрасты) создавали ощущение движения. Гийом Аполлинер, который дружил с четой Делоне, назвал новый стиль «орфизмом», ссылаясь на древнегреческого Орфея. Сравнение с Орфеем – не только о силе воздействия. Орфистские картины, построенные на сочетании ярких концентрических кругов, действительно «звучат», словно распространяясь во все стороны от источника – звука, цвета и света одновременно. Картины в симультанистском стиле впервые были показаны публике в 1913 году на выставке Салона независимых.

По мнению некоторых исследователей, именно Робер Делоне был первым, кто ввел понятие «чистая живопись». И уж точно он стал одним из первых абстракционистов, отошедших от предметных изображений. Конечно, и другие художники писали не фигуративные картины, но Делоне первым назначил цвет основным и единственным существенным живописным фактором. На такое даже фовисты - известные ценители цвета - не замахивались! А Делоне заявил, что до него цвет воспринимали как способ «раскрашивать», а ведь основная суть живописи – именно в цвете.

Своим главным учителем Робер Делоне провозгласил Жоржа Сёра, основателя пуантилизма, первым разложившего на составляющие не форму, а цвет, и создававшего на своих полотнах сверкающую мозаику.

Первую мировую войну супруги Делоне провели частично в Испании, частично в Португалии. В Испании Робер Делоне написал декорации к балету Дягилева «Клеопатра», а его жена Соня Делоне – создала костюмы. В 1921 году супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь. Они дружили с Модильяни, Шагалом, Цадкиным. Велика заслуга Робера Делоне в открытии парижской публике «великого Таможенника» Анри Руссо. Соня и Робер не соответствовали шаблону о трудном характере гениев, напротив – они оба были легки в общении и легко находили общий язык с окружающими.

В Париже Робер частично вернул на свои полотна фигуративность. Еще бы, его возлюбленная «модель» – Эйфелева башня оказалась снова так близко! Новый виток абстракционизма в творчестве Делоне произошел в 30-е годы. А в конце 30-х Робер Делоне получил возможность соединить живопись и архитектуру. Его рельефные монументальные панно (1, 2) отменили границы станковой живописи. Примечательно, что его жена в это же время переносила симультанные изображения с холста на ткань.

В парижском Центре Помпиду Роберу и Соне Делоне отведен целый огромный зал – основоположника идеи о главенстве цвета, влюбленного в Эйфелеву башню, в Париже высоко ценят.

Все известные картины художников, их биографию и множество другой информации вы найдете на страницах Артхива.


Автор: Алена Эсаулова