Картина «Учитель» Рене Магритта – одна из пары десятков работ, посвященных образу мужчины в черном котелке. Впервые он появился на полотне «
Размышления одинокого ходока» в 1926 году, а год спустя украсил собой «
Значение ночи». После чего художник забыл о таинственном персонаже до 1951 года, когда тот снова всплыл в «
Ящике Пандоры». В 1953 году Магритт устраивает целый дождь из мужчин в котелках на картине «
Голконда» – одной из наиболее узнаваемых работ бельгийца. А затем уже настал черед «Учителя».
Как и на большинстве других произведений Магритта с этим повторяющимся образом, включая культового «
Сына человеческого» (1964), зритель не видит его лица. Мужчина в черном чаще всего повернут спиной, как и в случае с «Учителем», либо его лицо скрыто чем-то еще: например, яблоком или
птицей. Из-за этой загадочности личность персонажа стали приписывать самому Магритту. И хотя на тех картинах, где он все-таки изображен анфас (например, «Присутствии духа» 1960 года), отсутствие сходства становится очевидным, художник с готовностью присвоил себе имидж мужчины в котелке, ставший фирменным стилем. Он даже обзавелся соответствующим головным убором и часто позировал в нем для фотографов.
Скорее всего, это обобщенный образ некоего среднестатистического гражданина, что может быть одной из причин, по которой нет нужды показывать его лицо – на его месте может оказаться кто угодно. В случае с картиной «Учитель» то же самое можно сказать и о ее названии, поскольку оно абсолютно не связано с сюжетом и с таким же успехом она могла бы называться «Инженер» или «Музыкант» – от этого мало что бы поменялось. Некто неизвестный так и продолжал бы стоять в свете молодого месяца посреди пустынной местности.
Хотя на самом деле Магритт чрезвычайно озадачивался названиями своих работ, часто у него уходило на это немало времени и поисков. Он стремился к тому, чтобы они не предлагали легких решений для интерпретации. К примеру, однажды он отказался от названия «Шнуры для штор» для картины с изображениями гор, так как оно могло вызвать ассоциации со страховочными веревками для альпинизма. «Названия картин – это не объяснения, а картины – не иллюстрации названий, – заявлял он. – Связь между названием и изображением поэтична, то есть она лишь отражает некоторые особенности темы, которые мы обычно не осознаём, но иногда интуитивно понимаем, когда происходят необычные события, которые не удаётся объяснить логически».
Автор: Наталья Азаренко