В 1922 году начинающий живописец Рене Магритт увидел репродукцию картины художника-метафизика, предшественника сюрреалистов Джорджо де Кирико “Песнь любви”, и был тронут ею до слез. В тот момент перед молодым мастером открылись поэтические возможности живописи, и он решил во что бы то ни стало превращать каждую свою картину в визуальную поэму. Вследствие знакомства с полотном де Кирико стиль Магритта стал меняться, и вскоре из приверженца кубофутуризма он превратился в последователя недавно зародившегося направления — сюрреализма. При этом, в отличии от коллег по цеху, Рене так и не проникся фрейдистской психологией бессознательного, а главной особенностью его творчества стала нарочито академичная манера письма, за которой, однако, стояла игра со смыслами и логикой изображаемого.
С тех пор, как Рене Магритт примкнул к сюрреалистам, он начал вырабатывать образы, которые впоследствии множество раз использовал в своих картинах. Одним из них стал человек в пальто и шляпе-котелке, лицо которого зачастую скрыто. Этот персонаж встречается в творчестве художника более 50 раз, а впервые он появился на полотне “Размышления одинокого прохожего”, написанном в 1926 году. В начале 20-го века котелок был самым популярным головным убором мужчин среднего класса. Таким образом, изображая человека в шляпе, Магритт играет с нашим восприятием: мы думаем, что понимаем, кем является этот персонаж - очевидно, среднестатистический буржуа. Но тут же возникает вопрос: что мы на самом деле знаем о нем? Кроме того, котелок носил и сам Рене, и герой в подобном головном уборе может интерпретироваться как особый тип автопортрета.
Однако картина “Размышления одинокого прохожего” интересна не только тем, что на ней впервые в творчестве Магритта появляется человек в котелке. Кроме этого персонажа, на полотне присутствует парящее в воздухе тело, а антуражем происходящего служит мрачный речной пейзаж. Существует множество интерпретаций изображения, но все они сводятся к психоанализу, которым Магритт, в отличие от других сюрреалистов, никогда не интересовался. И все же, если верить поклонникам теорий Фрейда, к созданию этой картины живописца подтолкнула детская травма — самоубийство матери, утопившейся в реке Самбра.
Исследователи считают, что не только бледная фигура на полотне является отголоском этого события, но и склонность художника скрывать лица изображаемых людей связана с воспоминанием об одежде, опутывавшей голову Регины Магритт в тот момент, когда ее выловили из реки. С другой стороны, эта история, скорее всего, является лишь легендой, а сам Рене утверждал: “Моя живопись — это видимые образы, которые ничего не скрывают; они вызывают чувство таинственности, и, в самом деле, когда видишь одну из моих картин, задаешь себе простой вопрос: “Что это значит?” Это ничего не значит, потому что тайна ничего не значит, она непостижима”.
Интересным был и процесс выбора названий для полотен – таковые не служили для описания или идентификации работ, а, напротив, ломали логику зрительского восприятия, создавая дополнительное противостояние смыслов. Магритт серьезно относился к процессу создания названий и нередко приглашал друзей для «мозгового штурма». Однако, по словам жены Рене - Жоржетты, в итоге художник, как правило, останавливался на своем варианте.
В процессе поисков живописец не пренебрегал литературными отсылками. Так, название “Размышления одинокого прохожего” он заимствовал у последней, неоконченной книги Жан-Жака Руссо, носившей автобиографический характер.
Текст подготовила Элина Багмет