Описание картины «Автопортрет»
Рене Магритт любил загадывать загадки и не любил привлекать к себе излишнее внимание. Десятилетиями ему удавалось дурачить и озадачивать публику, при этом оставаясь в тени. Самого себя художник «зашифровывал» в многочисленных полотнах – тех самых, на которых изображен таинственный человек в котелке, за долгие годы превратившийся в некое подобие альтер-эго Магритта. Этот человек появляется на полотнах художника как минимум 53 раза. А если вспомнить его «размноженный» образ с картины «
Голконда», то к этому числу можно смело прибавить еще пару десятков. Человек в котелке всегда представляет собой загадку – иногда шутливую, а иногда и угрожающую.
Впервые этот герой появился на картине «
Размышления одинокого ходока» (1926), вскоре после начала сюрреалистического периода в творчестве Магритта. На этом полотне человек в котелке повернут к зрителю спиной, как и во множестве последующих работ. На других картинах мы уже можем увидеть его лицо, но почти всегда не целиком – оно скрыто, к примеру, яблоком или летящим белым голубем. В этом и заключается главный фокус Магритта: он не позволяет зрителю разглядеть себя целиком. То же самое можно сказать и о двух портретах, которые предполагают автобиографичность – «
Попытка невозможного» (1928) и «
Ясновидение» (1936). Оба полотна изображают художника за работой, но позволяют разглядеть только его профиль. К тому же герой кажется настолько увлеченным творческим процессом, что становится даже немного неуютно, будто бы подсматриваешь за ним в замочную скважину.
Единственная работа Рене Магритта, однозначно названная автопортретом – кубистическое полотно 1923 года. Однако и здесь художник не позволяет зрителю разглядеть его «истинное лицо», скрывая его в нагромождении цветных плоскостей.
Автор: Евгения Сидельникова