«Мадемуазель Каролин Ривьер», 1806
Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадемуазель Каролин Ривьер» (1806). Лувр, Париж
Портреты Каролин Ривьер и её родителей Филибера и Мари Франсуазы образуют своего рода триптих, который сейчас находится в парижском Лувре. Они были написаны в Париже в 1806 году, незадолго до отъезда Энгра в Рим. Он стремился стать историческим художником, но вынужден был зарабатывать на жизнь написанием портретов, хоть и считал это «низким» занятием.
Эти полотна были представлены на Салоне вместе с «Портретом Наполеона на императорском троне» (о нём ниже). Критики упрекали картину в «готичности», проводя параллель между стилями Энгра и таких «примитивов», как Ян ван Эйк, которого тогда только открывали. Кроме того, Энгр пренебрёг анатомической точностью. Шея Каролины слишком удлинена, а переносица с бровью образуют странный изгиб. В то же время художник мастерски подчеркнул чистоту и непосредственность юности своей модели, которой на тот момент было от 13 до 15 лет. К сожалению, девушка умерла через год после написания портрета.
«Наполеон I на императорском троне», 1806
Хотя Энгр и был «портретистом поневоле», он прославился в том числе и тщательно проработанными образами — такими как «Наполеон I на императорском троне». Автор изобразил своего героя поистине всемогущей личностью в роскошных одеждах или, другими словами, божественным правителем. Эта изысканная картина отличается придирчивым вниманием к деталям, которое характерно для мастеров Северного Возрождения, как уже упомянутый Ян ван Эйк. Даже поза Наполеона напоминает позу Иисуса Вседержителя на Гентском алтаре.Ну, а портрет «Наполеон I на императорском троне» сейчас находится в Музее армии, который расположен во Дворце инвалидов в Париже.
«"Вы что, не видите, что здесь хочет сесть сам месье Энгр?!» — с такими словами художник Энгр согнал в театре с места молодого человека, которым оказался писатель Анатоль Франс. Покладистым нравом художник не отличался…
…О том, что с будущей женой Энгра познакомила супруга служившего в Риме французского чиновника, известно всем. На самом деле ситуация была более пикантной: Энгр был влюблен в эту женщину, и она, желая его утешить, свела художника со своей кузиной, внешне очень похожей на нее.
" - биография художника в Артхиве
«Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона)», 1808
Значительную часть жизни Энгр провёл между Францией, где родился и вырос, и Италией, куда впервые приехал на стажировку в 26 лет. Там он и написал «Купальщицу Вальпинсона», которую отправил в парижскую Академию изящных искусств в качестве отчёта о своём обучении.Жан Огюст Доминик Энгр, «Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона)», 1808. Лувр, Париж
Это произведение знаменует отход от художественной традиции по двум причинам. Во-первых, это ню в бытовом жанре (кое-кто вообще называет «Купальщицу» первым полотном, на котором обнаженная натура появилась в рамках бытового жанра). Во-вторых, в работе явно виден налёт экзотики. Мы видим обнажённую женщину со спины, сидящую на постели. Её лицо практически скрыто, заставляя гадать, как же она выглядит и что чувствует, а волосы убраны под косынку.
«Юпитер и Фетида», 1811
Эта картина, также написанная во время стажировки в Риме в 1811 году, иллюстрирует мифологический сюжет из «Иллиады» Гомера. Нимфа Фетида умоляет могущественного Зевса (Юпитера) помочь её сыну Ахиллесу, который участвует в Троянской войне. Это очень эмоциональный эпизод: всё положение тела просительницы и выражение её лица передают страдание, резко контрастирующее с тёмной, мощной фигурой бога, чей взгляд устремлён вдаль. Кажется, он даже не слышит нимфу.Сейчас полотно входит в коллекцию Музея Гране в Экс-ан-Провансе.
«Большая одалиска», 1814
Несомненно, это — самая известная обнажённая натура в творчестве Энгра, и сейчас её можно увидеть в Лувре. Она, как и «Купальщица Вальпинсона», представляет прекрасную женщину, лежащую на роскошных тканях спиной к зрителю. В 1819 году работу сняли с Салона по причине «анатомического несоответствия»: рука слишком длинная и слишком гибкая, а в спине явно есть несколько лишних позвонков.«Рафаэль и Форнарина», 1814
Эта композиция — первая из шести версий — отражает концепцию творчества Энгра, который считал произведения Рафаэля вершиной достижений в живописи. Здесь автор представил любовь своего кумира к женщине, известной как «Ла Форнарина» («Маленькая пекарша»). Как пишет биограф Джорджо Вазари, их отношения привели к смерти молодого гения из-за чрезмерных занятий любовью.Изначально Энгр планировал создать серию картин, изображающих эпизоды из жизни художника Возрождения, но закончил лишь две (вторая — «Обручение Рафаэля с племянницей кардинала Биббиены«). Сейчас «Рафаэль и Форнарина» входят в коллекцию музеев Гарварда.
«Обет Людовика XIII», 1824
Религиозные произведения вроде «Обета Людовика XIII» Энгр писал, вдохновляясь работами Рафаэля. Эту картину он выполнил по заказу Министерства внутренних дел Франции для собора Нотр-Дам в Монтобане, где она находится по сей день. Это аллегория объединения церкви и государства: Людовик XIII, стоя на коленях, посвящает своё королевство Деве Марии и младенцу Иисусу, которые взирают на него с небес.«Мадонна перед чашей с причастием», 1841
Хотя между «Обетом Людовика XIII» и «Мадонной перед чашей» прошло 17 лет, в этих картинах заметно сходство. Бросаются в глаза, во-первых, практически идентичные позы Девы Марии, а во-вторых — мощное влияние Рафаэля и художников Ренессанса.Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием» (1841). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Картина была написана в Риме по заказу наследника российского престола — будущего императора Александра II. Он пожелал, чтобы слева за спиной Мадонны был изображён святой Николай, покровитель его отца, а справа — его собственный патрон, святой Александр Невский. Однако в России шедевр приняли сдержано. Возможно, дело было в его откровенно «католической» традиции картины, а может — в холодной отстранённости Марии.
Сейчас это полотно — одно из двух произведений Энгра, хранящихся в российских коллекциях. Оно находится в московском музее имени Пушкина. Второе — «Портрет графа Гурьева» — выставлено в Эрмитаже.
«Портрет герцогини де Брольи», 1853
Портрет Полин де Брольи стал последним заказом Энгра. Он написал этот шедевр ближе к концу своей жизни, когда его репутация портретиста уже давно утвердилась среди видных горожан и аристократов-орлеанистов. Художник запечатлел застенчивую сдержанность своей героини, одновременно подчеркнув качество её многочисленных прекрасных атрибутов: богатого голубого атласного бального платья с кружевами, расшитой золотом шали, кресла, обитого дамасским шёлком, и драгоценных украшений тонкой работы.«Мадам Муатесье», 1856
Хотя эта работа была завершена после создания вышеупомянутого портрета, она была заказана раньше — в 1844 году, на вторую годовщину свадьбы Мари Клотильд-Инес де Фуко и богатого предпринимателя Сигизберта Муатесье. Поначалу Энгр не хотел браться за картину, но изменил мнение, встретив 23-летнюю мадам Муатесье и найдя её очень красивой. Хорошо, что он передумал, ведь этот портрет считают лучшим в его творчестве.На его создание у художника ушло 12 лет, и за это время картина претерпела несколько серьёзных трансформаций. Изначально в неё предполагалось включить дочь заказчиков, но Энгра раздражала неусидчивость маленькой натурщицы. Кроме того, было выбрано другое платье, отражающее модные тенденции.
«Источник», 1856
Жан Огюст Доминик Энгр, «Источник» (1856). Лувр, Париж
Эту работу Энгр начал во Флоренции примерно в 1820 году, а завершил 36 лет спустя, когда ему было уже далеко за 70. Как истинный неоклассик, он вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Поза героини «Источника» идентична позе модели на его же картине «Венера Анадиомена». Сосуд с водой и фон на полотне написали двое учеников мастера, а подпись самого Энгра можно увидеть на камне в нижнем левом углу.
Несомненно, это одна из самых известных его работ. Искусствоведы того времени восхищались стремлением художника создать фигуру идеальной красоты. Теофиль Готье писал: «Никогда ещё целомудренная нагота не являлась зрителю такой мягкой, такой юной, такой проникнутой светом, такой полной жизни. Здесь идеал пришёл через иллюзию». В доме своего первого владельца, графа Дюшателя, картину «обрамляли большие растения и водные цветы, так что нимфа весны ещё больше походила на реального человека».