«Вы что, не видите, что здесь хочет сесть сам месье Энгр?!» – с такими словами художник Энгр согнал в театре с места молодого человека, которым оказался писатель Анатоль Франс. Покладистым нравом художник не отличался, гением себя считал с юных лет, и некоторое время кардинально расходился в этом вопросе со всеми остальными, что, разумеется, добавляло поводы для конфликтов.
Детство и обучение Энгра
Жану Огюсту Доминику Энгру (фр.
Jean Auguste Dominique Ingres) здорово повезло с отцом, а вот его матери с мужем – не очень. Жозеф Энгр занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве – красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.
Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке он сохранил на всю жизнь, а выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Не в обиду художнику будет сказано, но так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» – это увлечение явно не было его сильной стороной.
С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному
Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой – четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр завоевал эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами. А через пять лет он таки едет в Италию.
Итальянские приключения и триумф Энгра
Италию по праву можно назвать его второй родиной, на некоторое время в сердце Энгра вытеснившей первую. Попросту говоря, когда у него была возможность жить в Италии, он ее использовал. Из Италии Энгр регулярно отправлял во французскую Академию так называемые «посылки» – свои картины, выполненные задания Академии и работы для Салона. Зачастую их встречали прохладно. По завершении стажировки Энгр не спешил возвращаться во Францию, благо, с заказами в Италии у него сбоев не было, там его признали раньше, чем в родной стране.
В 1824 году он возвращается во Францию и представляет на Салоне картину
«Обет Людовика ХIII». Это триумф! Его величают новым Рафаэлем, а его работы –
«противоядием от выскочек-романтиков». Вскоре – орден Почетного легиона, звание академика и преподавание в Академии изящных искусств. Карьера Энгра стремительно идет в гору: вот он президент парижской Академии, а вскоре возглавляет филиал Академии в Риме (так называемая Вилла Медичи).
Известна легенда о том, как в 1837 году выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, – словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.
В 1841 году Энгр возвращается в Париж уже навсегда. Встречают его с почетом: банкет на 400 персон, личные аудиенции короля… Более в его таланте не сомневаются, хотя отдельные картины будут подвергать критике, иногда вполне справедливой.
За его жизнь сменилось несколько эпох: Французская революция, правление Наполеона I, Реставрация, Вторая империя… Сквозь все эти вехи Жан Огюст Доминик Энгр прошел, не вовлекаясь в них. Он говорил, что ему совершено безразлично, кто у власти и какая форма правления в стране, главное, чтобы он мог заниматься живописью. Впрочем, он все же придерживался достаточно консервативных взглядов.
Личная биография художника
Первой невестой Энгра была Анна-Жюли Форестье, дочь судейского чиновника. Сохранился рисунок, на котором Энгр-художник
изобразил семейство своей возлюбленной. Светлый, легкий, радостный набросок – это всё, что осталось от помолвки. Когда Энгр стажировался в Италии, родители девушки настояли на расторжении обручения. Они сочли, что этот неистовый живописец – не лучшая партия, да и сам Энгр под жарким итальянским солнцем охладел к невесте.
О том, что с будущей женой Энгра познакомила супруга служившего в Риме французского чиновника, известно всем. На самом деле ситуация была более пикантной: Энгр был влюблен в эту женщину, и она, желая его утешить, свела художника со своей кузиной, внешне очень похожей на нее. Сначала молодые переписывались, потом встретились, а в 1813 году Жан Огюст Доминик Энгр, художник, женился на Мадлен Шапель, модистке. Брак оказался удачным, они были очень счастливы. Совпали их взгляды на жизнь, чувственный темперамент, взаимопонимание в быту. Мадлен отлично уживалась с непростым характером Энгра. Семейную жизнь омрачила лишь смерть ребенка – через год после свадьбы у них родился малыш, который сразу же умер. Больше детей у Энгра не было.
В 1820 году скульптор
Лоренцо Бартолини пригласил Энгра с супругой погостить к себе во Флоренцию. Художник принял приглашение, но через несколько месяцев они с женой покинули роскошный особняк практически со скандалом. Причина? То ли зависть всё ещё не вполне оцененного художника к обласканному публикой скульптору, то ли ревность. Да-да, есть версия, что Энгр приревновал жену к Бартолини.
С Мадлен они прожили вместе до самой её смерти в 1849 году. «
Всё закончилось. Её больше нет, нет моего дома, я надломлен. Всё, что я могу, – это плакать от горя», – он очень тяжело переживал смерть любимой жены. Почти на три года Энгр уединился в своем доме. Потом друзья познакомили его с вдовой известного адвоката Дельфиной Рамель. 71-летний художник женился на 43-летней Дельфине. Она стала ему хорошей женой, поддерживала во всем, взяла на себя повседневные и бытовые вопросы, дав ему возможность заниматься исключительно живописью.
Крутой нрав Энгра
Характер у Энгра был весьма капризный и раздражительный, к успехам других художников он относился ревниво, свои взгляды считал единственно верными. При этом он был хорошим учителем, хотя и чересчур авторитарным. Занятия его проходили очень интересно, и студенты их любили. Однако Энгр-художник впадал в ярость, когда слышал свои идеи из чужих уст, по крайней мере, без прямой ссылки на него.
Нередко внешняя самоуверенность прикрывает внутренние сомнения и метания, и, пожалуй, к Энгру это в полной мере относится. Он был чрезвычайно честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента. А таких отзывов хватало. С одной стороны – Энгра и его картины восхваляли, награждали, почитали, обласкивали, с другой – упрекали в неуместной «готичности», претенциозности, холодности. Не всегда эти упреки беспочвенны.
«Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», – признавался он сам.
Энгр, Рафаэль и Делакруа
Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист – одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику. И очень любил обнаженное женское тело, был его неутомимым певцом.
Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира –
Рафаэля. Он вообще был убежден, что Рафаэль – лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции. Рафаэля Энгр безмерно почитал, а
Рубенса терпеть не мог, заявляя, что живопись последнего ему
«противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота».
Говоря про Энгра, обычно вспоминают
Делакруа. Противостояние этих титанов, противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.
Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с
Матиссом, кубисты под началом
Пикассо. А, как известно, все эти товарищи академизм не особо почитали. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция.
Автор: Алена Эсаулова