Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста

Мадонна перед чашей с причастием

Предложить название
1841, 116×84 см • Масло, Холст

Описание картины «Мадонна перед чашей с причастием»

На первый взгляд, эта Мадонна кажется произведением начала XVI века, случайно заблудившимся среди более поздних полотен — настолько старомоден её стиль, настолько мощно в ней цитируются мастера Возрождения. И это не удивительно — ведь её автор Жан Огюст Доминик Энгр. Этот французский академист считал, что его предназначение — «хранение истинных доктрин, а не новаторство».

Прославленный Давид называл его одним из лучших своих учеников, но сам Энгр считал своим истинным учителем Рафаэля, утверждая, что после Рафаэля искусство выбрало неверный путь, и лучшее, что можно сделать — вновь начать с Ренессанса, перечеркнув всё бывшее после него. В своём отрицании новаторства в искусстве Энгр был настолько последователен и убедителен, что Эжен Делакруа назвал его «насквозь фальшивым пророком».

В российских собраниях работ есть всего два полотна Энгра — портрет графа Гурьева в Эрмитаже и московская «Мадонна перед чашей с причастием». История этой мадонны довольно занятна — она была заказана Энгру, в тот момент жившему в Риме, наследником российского престола, будущим императором Александром II. Святые, стоящие в полумраке за сияющей фигурой Мадонны — Николай Мирликийский (покровитель отца наследника) и Александр Невский (покровитель самого наследника, введённый в картину по его пожеланию). В целом, композиция картины напоминает поздние произведения Рафаэля. Сходство с вышедшей из его мастерской «Мадонной с канделябрами» прослеживаются и в демонстративно симметричной композиции, и в характерных пропорциях отрешенного лица богоматери, не говоря уж о прямой цитате — паре подсвечников.

Впрочем, с тем же успехом в «Мадонне с чашей» можно найти и самоцитирование — её поза практически повторяет позу мадонны из «Обета Людовика XIII», которую Энгр написал в 1824 году.

Несмотря на изумительную технику исполнения, признания в России картина не получила. Обычно это объясняют демонстративно католической подачей, которая претила русскому зрителю. Но, возможно, дело не столько в конфессиональных различиях, сколько в свойственной Энгру избыточной рассудочности, превращающей безмятежность, свойственную мадоннам Рафаэля, в неприятную холодность.

Позже художник создаст несколько повторов этой работы — между 1852-66 годом появятся «Мадонна со святыми» (музей Метрополитен) и «Мадонна с ангелами» (сейчас в музее Бонна-Эллё).

Автор: Оксана Санжарова


Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Колокольчики. Этюд
  • Жанна д’Арк
  • Водоем
v_poetry
164 работы • 0 комментариев
  • Жертва
  • Мадам Муатесье
  • Кольцо Нибелунгов
европейский академизм
5 работ • 0 комментариев
  • Источник
  • Венера Анадиомена
  • Мадонна перед чашей с причастием
Энгр
23 работы • 0 комментариев
  • Портрет Наполеона I
  • Мадонна перед чашей с причастием
  • Зевс и Фетида
Жан Огюст Доминик Энгр
8 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Зевс и Фетида
1
Зевс и Фетида

1811, 327×260 см
Венера Анадиомена
5
Венера Анадиомена

1850, 31×20 см
Колокольчики. Этюд
1
Колокольчики. Этюд

1903, 19×13 см
Портрет Наполеона I
9
Портрет Наполеона I

1860, 259×162 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP