На первый взгляд, эта Мадонна кажется произведением начала XVI века, случайно заблудившимся среди более поздних полотен — настолько старомоден её стиль, настолько мощно в ней цитируются мастера Возрождения. И это не удивительно — ведь её автор Жан Огюст Доминик Энгр. Этот французский академист считал, что его предназначение — «хранение истинных доктрин, а не новаторство».
Прославленный
Давид называл его одним из лучших своих учеников, но сам Энгр считал своим истинным учителем
Рафаэля, утверждая, что после Рафаэля искусство выбрало неверный путь, и лучшее, что можно сделать — вновь начать с Ренессанса, перечеркнув всё бывшее после него. В своём отрицании новаторства в искусстве Энгр был настолько последователен и убедителен, что
Эжен Делакруа назвал его «насквозь фальшивым пророком».
В российских собраниях работ есть всего два полотна Энгра —
портрет графа Гурьева в Эрмитаже и московская
«Мадонна перед чашей с причастием». История этой мадонны довольно занятна — она была заказана Энгру, в тот момент жившему в Риме, наследником российского престола, будущим императором Александром II. Святые, стоящие в полумраке за сияющей фигурой Мадонны — Николай Мирликийский (покровитель отца наследника) и Александр Невский (покровитель самого наследника, введённый в картину по его пожеланию). В целом, композиция картины напоминает поздние произведения Рафаэля. Сходство с вышедшей из его мастерской
«Мадонной с канделябрами» прослеживаются и в демонстративно симметричной композиции, и в характерных пропорциях отрешенного лица богоматери, не говоря уж о прямой цитате — паре подсвечников.
Впрочем, с тем же успехом в
«Мадонне с чашей» можно найти и самоцитирование — её поза практически повторяет позу мадонны из
«Обета Людовика XIII», которую Энгр написал в 1824 году.
Несмотря на изумительную технику исполнения, признания в России картина не получила. Обычно это объясняют демонстративно католической подачей, которая претила русскому зрителю. Но, возможно, дело не столько в конфессиональных различиях, сколько в свойственной Энгру избыточной рассудочности, превращающей безмятежность, свойственную мадоннам Рафаэля, в неприятную холодность.
Позже художник создаст несколько повторов этой работы — между 1852-66 годом появятся
«Мадонна со святыми» (музей Метрополитен) и
«Мадонна с ангелами» (сейчас в музее Бонна-Эллё).
Автор: Оксана Санжарова