войти
опубликовать
$53
Цифровая версия: 1.1 MB
1443 × 2000 px • JPEG
35.3 × 48.7 см • 104 dpi
24.4 × 33.9 см • 150 dpi
12.2 × 16.9 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1841
Размер: 116×84 см
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.
Аудиогид

Описание картины «Мадонна перед чашей с причастием»

На первый взгляд, эта Мадонна кажется произведением начала XVI века, случайно заблудившимся среди более поздних полотен — настолько старомоден её стиль, настолько мощно в ней цитируются мастера Возрождения. И это не удивительно — ведь её автор Жан Огюст Доминик Энгр. Этот французский академист считал, что его предназначение — «хранение истинных доктрин, а не новаторство».

Прославленный Давид называл его одним из лучших своих учеников, но сам Энгр считал своим истинным учителем Рафаэля, утверждая, что после Рафаэля искусство выбрало неверный путь, и лучшее, что можно сделать — вновь начать с Ренессанса, перечеркнув всё бывшее после него. В своём отрицании новаторства в искусстве Энгр был настолько последователен и убедителен, что Эжен Делакруа назвал его «насквозь фальшивым пророком».

В российских собраниях работ есть всего два полотна Энгра — портрет графа Гурьева в Эрмитаже и московская «Мадонна перед чашей с причастием». История этой мадонны довольно занятна — она была заказана Энгру, в тот момент жившему в Риме, наследником российского престола, будущим императором Александром II. Святые, стоящие в полумраке за сияющей фигурой Мадонны — Николай Мирликийский (покровитель отца наследника) и Александр Невский (покровитель самого наследника, введённый в картину по его пожеланию). В целом, композиция картины напоминает поздние произведения Рафаэля. Сходство с вышедшей из его мастерской «Мадонной с канделябрами» прослеживаются и в демонстративно симметричной композиции, и в характерных пропорциях отрешенного лица богоматери, не говоря уж о прямой цитате — паре подсвечников.

Впрочем, с тем же успехом в «Мадонне с чашей» можно найти и самоцитирование — её поза практически повторяет позу мадонны из «Обета Людовика XIII», которую Энгр написал в 1824 году.

Несмотря на изумительную технику исполнения, признания в России картина не получила. Обычно это объясняют демонстративно католической подачей, которая претила русскому зрителю. Но, возможно, дело не столько в конфессиональных различиях, сколько в свойственной Энгру избыточной рассудочности, превращающей безмятежность, свойственную мадоннам Рафаэля, в неприятную холодность.

Позже художник создаст несколько повторов этой работы — между 1852-66 годом появятся «Мадонна со святыми» (музей Метрополитен) и «Мадонна с ангелами» (сейчас в музее Бонна-Эллё).

Автор: Оксана Санжарова


Комментарии