6 июня 2019 исполняется 420 лет со дня рождения знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса. Придворный живописец короля Филиппа IV был одним из самых значительных мастеров золотого века испанской живописи и оставил после себя учеников, которые продолжили дело своего наставника. Наш сегодняшний рассказ — об авторе знаменитых портретов инфанты Маргариты, его зяте, его рабе и многочисленных протеже.
Диего Веласкес был старшим сыном в семье небогатого идальго. Следуя наклонностям мальчика, отец оставил собственные мечты сделать из сына юриста или литератора и выбрал ему стезю живописца, отдав в мастерскую Франсиско Эрреры Старшего. Обучение, сдабриваемое оплеухами и подзатыльниками, продлилось недолго, и в 1611 году был найден новый наставник, которым стал Франсиско Пачеко. Под руководством доброго и терпеливого учителя стал раскрываться выдающийся талант будущего мастера.
Согласно контракту, молодой ученик должен был служить учителю «для радости дома его и во всем остальном, что он говорит и приказывает», включая перетирание красок, мытье кистей, смешивание лаков, натягивание полотен и сборку подрамников. В свою очередь, учитель должен был предоставить ученику еду, дом и постель, одеть его и обуть, а также учить его «искусству в соответствии с тем, что знает, ничего не скрывая от него».
Согласно контракту, молодой ученик должен был служить учителю «для радости дома его и во всем остальном, что он говорит и приказывает», включая перетирание красок, мытье кистей, смешивание лаков, натягивание полотен и сборку подрамников. В свою очередь, учитель должен был предоставить ученику еду, дом и постель, одеть его и обуть, а также учить его «искусству в соответствии с тем, что знает, ничего не скрывая от него».
Веласкес быстро проявил себя искусным рисовальщиком и освоил искусство цветопередачи, между учителем и учеником завязалась крепкая дружба, основанная на взаимоуважении и признании. Позже Пачеко написал книгу «Искусство живописи», в которой, в частности, писал: «Мне кажется, что одетый манекен, как мертвая природа, не может заменить живой натуры, которую я и предпочитаю, и если бы мог иметь ее всегда и во всякое время не только для изображения голов, обнаженных тел, рук, ног, но также и для правильного изображения складок сукна и шелка и всего остального, то было бы весьма хорошо». В этом достаточно революционном для современников и коллег стиле Пачеко воспитывал своих учеников. Веласкес в полной мере воплотил мировоззрение своего учителя в ранних картинах бодегонес, для которых ему позировали местные мальчишки, служанки и посетители питейных заведений.
По окончанию «золотой тюрьмы искусства» в марте 1617 года Веласкес сдал экзамены, получил звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Год спустя венцом отношений между наставником и учеником стала женитьба Веласкеса на дочери Франсиско Пачеко, своеобразный символ признания расцветшего таланта молодого живописца. Новоиспеченный тесть отмечал такие качества зятя, как добродетель и чистота, питал надежды на блестящее будущее дочери Хуаны Миранды подле человека выдающегося ума и таланта. Надо отметить, что у Пачеко было из кого выбирать — одновременно с Веласкесом в его мастерской проходили обучение такие будущие «звезды», как Франсиско де Сурбаран и Алонсо Кано.
Поклонение волхвов
1619, 204×126.5 см
Прошло немного времени, и Веласкес предпринял свою первую попытку получить место при королевском дворе. Его тесть обратился к своему знакомому, Гаспару де Гусману Оливаресу, камер-юнкеру инфанта, который сделал карьеру и возглавил в 1622 году правительство. Под предлогом изучения богатейшей коллекции произведений искусства, хранящихся в Эскориале, Веласкес отправился в Мадрид. На аудиенцию он так и не попал, но коллекцию — увидел. Полотна Тициана и Веронезе, Бассано и Тинторетто произвели на него неизгладимое впечатление и стали новым толчком в развитии творчества художника, ограниченного до той поры провинциальной средой Севильи, куда не докатывались новые веяния художественной жизни Европы.
Портрет Луиса де Гонгоры
1622, 50×40 см
Спустя два месяца после неудачной поездки Веласкес получил известие о кончине придворного живописца Родриго де Вильяндрандо. Желанная вакансия была свободна — Веласкес быстро отбыл ко двору. Портрет
королевского капеллана Луиса де Гонгора-и-Арготе стал его пропуском к королю. Филипп IV выразил желание позировать молодому художнику, и тот проявил себя в самом лучшем свете. Молодому монарху Веласкес понравился — равно как и его творчество, и он дал художнику обещание не обращаться более ни к кому из живописцев, кроме него. 6 октября 1623 года Диего Веласкес стал придворным живописцем, полностью оправдав надежды своего учителя Франсиско Пачеко.
Портрет Филиппа IV
1624, 52×40 см
Карьера Веласкеса стремительно пошла вверх, он занимал все новые должности при дворе. Молодой Филипп IV обожал живопись и сам брал уроки рисования. Он настоял на том, чтобы мастерская Веласкеса разместилась непосредственно в королевском дворце. Через несколько лет после смерти своего сына, Бальтазара Карлоса, он отдал распоряжение отдать в пользование живописца главный зал покоев принца в мадридском Алькасаре. Здесь, в Каса дель Тесоро, для короля поставили персональное кресло, сидя в котором, монарх часто наблюдал за работой своего любимого живописца и беседовал с ним — вопреки строгому дворцовому этикету.
Портрет королевы Изабеллы Бурбонской
1632, 132×101.5 см
У короля был собственный ключ от мастерской — он мог приходить сюда в любое время. Быть может, именно из-за этого «укромного убежища» первая супруга Филиппа, Изабелла Бурбонская, весьма прохладно относилась к придворному художнику.
Мастерская Веласкеса никогда не покидала пределов королевского дворца. Именно этот зал бывшего дворцового музея изображен на знаменитой картине Веласкеса «Менины».
Раб Веласкеса
В 1623 году, когда Веласкес получил одобрение королевского двора и стал собираться в Мадрид, ему подарили молодого мавра-раба Хуана де Пареху (1606 — 1670). Смышленый юноша, обладавший мягким нравом, изобретательностью и приветливостью, стал слугой в доме художника. Когда Хуану исполнилось 17 лет, благосклонный хозяин сделал его своим помощником в мастерской. В обязанности де Парехи входило заботиться о чистоте и порядке, вовремя закупать необходимые материалы, растирать краски. Талантливый слуга не только вел хозяйство в мастерской — год за годом он наблюдал за работой своего хозяина, изучал технику рисунка и письма, и, наконец, сам стал делать первые наброски.С течением лет доверие между художником и его помощником росло, Хуан стал верным и постоянным компаньоном Веласкеса в выполнении различных задач, возлагаемых на художника членами королевской семьи. В частности, де Пареха сопровождал Веласкеса по время его поездки в Рим в 1650 году, когда художник приобретал произведения искусства, предназначенные для королевских коллекций, и вел переговоры с выдающимися личностями, которые желали быть изображенными знаменитым живописцем. Можно только представить себе эмоциональный подъем де Пареха, когда в Риме дон Диего предложил написать его портрет; картину можно увидеть в Метрополитен-музее Нью-Йорка. По словам биографа художника, Антонио Паломино, картина «снискала такое всеобщее восхищение, что по единогласному мнению художников разных стран все прочее выглядело как живопись, и только это — как истина».
Портрет Хуана де Парехи
1650, 81.3×69.9 см
Впрочем, создание портрета Парехи преследовало практические цели. Оказавшись в 50 лет в Италии, Веласкес очень быстро убедился, что здесь его былые заслуги мало кого могли впечатлить. Итальянцам, провозгласившим свою родину обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то верилось в способность заграничных «варваров» создавать что-то стоящее. Легенда говорит, что самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено, и всего за несколько дней, находясь в Риме, он выполнил прекрасный портрет
всюду сопровождавшего его слуги — мавра Хуана де Парехи. Как только на портрете высох последний слой лака, мавр вместе с портретом отправился по резиденциям знатных римлян. Акция имела успех: видя несомненное сходство изображения и модели, а также высокое достоинство, которым Веласкес наделил на портрете своего раба, итальянцы вынуждены были признать мастерство Веласкеса. Благодаря портрету мавра художник получил заказ написать папу Иннокентия Х — одного из самых влиятельных людей не только Италии, но и всей Европы.
Существуют две версии открытия художественного таланта де Парехи. Согласно первой, это произошло случайно, когда Филипп IV и Веласкес обнаружили одно из произведений Хуана в мастерской. Согласно второй, де Пареха дождался прихода Филиппа и со слезами показал ему одну из картин в мастерской, выполненную им самим, умоляя упросить Веласкеса даровать ему свободу. Так или иначе, но в год написания портрета своего слуги, 1650-й (по другим данным — в 1654) Веласкес подписал акт, который даровал Хуану свободу. Де Пареха до конца своей жизни оставался верен семье Веласкеса, а после его кончины продолжил работать в мастерской зятя своего бывшего хозяина, Хуана дель Масо.
Призвание св. Матфея
1670, 225×325 см
Развив свой талант, де Пареха стал не только прекрасным копиистом, но и писал самостоятельные работы, в том числе на религиозные темы, а также портреты. Отношения между знаменитым живописцем и его слугой легли в основу книги «Раб Веласкеса» (2014), написанной известным испанским искусствоведом Фернандо Вильяверде.
Крещение Христово
1667
Зять Веласкеса
Будучи первым придворным живописцем, Веласкес имел право самостоятельно выбирать себе учеников и помощников. В 1631 году порог его мастерской переступил Хуан Батиста Мартинес дель Масо. О том, где дель Масо получил начальное художественное образование, нам неизвестно. О месте и дате его рождения также было много споров: вроде бы художник родился не в 1612, а в 1605 году, и на момент встречи с Веласкесом ему исполнилось уже 26 лет. Всего через два года Веласкес дает согласие на союз ученика со своей пятнадцатилетней дочерью Франсиской. Помня отношение к браку среди художников того времени, можно смело утверждать, что отец выбрал для дочери самого талантливого из учеников. 21 августа 1633 года в мадридской церкви Сантьяго состоялась пышная брачная церемония, на которой присутствовал король Филипп IV. Год спустя тесть уступил зятю место камерного пристава — семья дель Масо отныне могла считаться обеспеченной.
Портрет инфанта дона Бальтазара Карлоса
1635, 144×109.3 см
Если дальнейшая судьба художника нам хорошо известна, то с картинами постоянно возникает путаница. Будучи ближайшим учеником Веласкеса, его правой рукой, дель Масо деятельно участвовал в написании картин своего учителя, часто выполнял копии с его работ и редко подписывал собственные. Это по сей день приводит к большой путанице работ дель Масо и Веласкеса, а споры по атрибуции некоторых картин не утихают.
Портрет инфанты Маргариты в белом платье
1656, 105×88 см
Как считал Александр Бенуа, «Масо — обычный помощник великого мастера, художник, живший, благодаря женитьбе на дочери Веласкеса, в одном с ним помещении, — пользовался всеми, до мельчайших, его приемами и совершенно пропитался его художественными идеями». И далее: «Веласкес и Масо не два художника, а две руки, подчиненные одному уму, одной воле, одним знаниям».
Хуан Батиста Мартинес дель Масо. Портрет семьи художника. 1659
Франсиска де Сильва Веласкес-и-Пачеко, первая жена дель Масо, родила в браке пятерых детей и скончалась при родах в 1658 году. Некоторое время спустя художник женился повторно на Франциске де ла Вега — в этом союзе родилось еще четверо сыновей. Именно вторая жена и дети позировали дель Масо для картины «Портрет
семьи художника» — одной из самых известных работ живописца, своеобразная дань Веласкесу с его «Менинами». Четыре крайние слева фигуры — по всей вероятности, внуки Диего Веласкеса. После смерти второй жены дель Масо женился на ее родственнице, Анне де ла Вега.
Протеже Веласкеса
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618−1682), строго говоря, не является учеником Веласкеса, хотя влияние работ мастера на его творчество неизменно отмечается. Известно, что учился Мурильо у Хуана дель Кастильо, и первоначально находился под влиянием сухой и достаточно жесткой манеры письма своего наставника. В поисках новых горизонтов Мурильо решил посетить Мадрид. Веласкес приветливо встретил земляка и выхлопотал для него возможность посещать сокровищницу Эскориала. Как и Веласкес, Мурильо изучал и копировал Тициана и Рубенса, Риберу и ван Дейка, неоднократно посещал мастерскую своего благодетеля и учился у него свободной технике письма, привнеся в свои дальнейшие работы реализм , свойственный Веласкесу. Занятно, что много лет спустя, как и Веласкес, Мурильо отпустил на свободу раба, долгое время жившего в его семье.
Мальчик с собакой
1655, 70×60 см
По-видимому, Веласкес стал для Мурильо той возможностью развить свои натуралистические пристрастия и выработать новую технику, какой для самого Веласкеса стала встреча с Рубенсом. Она состоялась в 1628 году — Рубенс приехал погостить к испанскому двору, и уговорил Веласкеса поехать в Италию, дабы насытить воображение новыми впечатлениями. После Венеции и Ватикана краски Веласкеса стали прозрачнее, кисть — свободнее, исчезли темные фоны и четкая проработка деталей. Его картина «Триумф Вакха» отражает этого «нового» Веласкеса (не без тени Караваджо за спиной — поглядите на образ Вакха!). Художник научился передавать зрительные впечатления от человеческого взгляда, овладел искусством, которое после него было забыто и к которому только через две сотни лет вернулись импрессионисты. Мало этого — работая при дворе, он повлиял и на вкусы испанских вельмож, которые восторженно принимали его творчество. В свою очередь, встреча с Веласкесом сделала Мурильо замечательным колористом и мастером светотени.
Триумф Вакха (Пьяницы)
1629, 165×225 см
Переход Мурильо от полной безвестности к громкой славе был таким разительным, что впоследствии жители Севильи сложили легенду о мадридском вояже Мурильо. В ней уточняют для пущей убедительности, что в тот самый день, когда в Севилье родился Мурильо, Веласкес в Мадриде сочетался браком — это, дескать, был знак. Хотя эта история правдоподобна и действительно могла бы многое объяснить в эволюции художника, нет ни единого документа, который бы её подтвердил. Исследователи склоняются к мысли, что на самом деле Мурильо никогда не покидал Севильи. Биография художника в Артхиве.
В кругу коллег Веласкеса был и его бывший соученик по мастерской Франсиско Пачеко — Алонсо Кано (1601 — 1667). Кано был скорее скульптором, нежели живописцем, был сведущ в архитектуре. Не без участия Веласкеса в 1638 году Кано был принят ко двору графом Оливаресом и стал одним из придворных мастеров живописи. Безусловно, без влияния натуралистичного реализма Веласкеса в творчестве Кано не обошлось, однако художник сохранил свой индивидуальный стиль письма. Мастера дружили много лет.
Христос, поддерживаемый ангелом
1652, 119.8×178.3 см
Еще одним протеже Веласкеса стал Хуан Карреньо де Миранда (1614 — 1685). Он завоевал известность в 1650 году, когда благодаря Веласкесу ему поручили написание фресок в Salon de los Espejos в королевском дворце. В 1669 году, когда скончался зять Веласкеса — дель Масо, Миранда стал придворным художником, а два года спустя был назначен главным придворным живописцем короля Карлоса II.
Карлик Мичо
1680, 140×102 см
Некоторые исследователи относят к числу учеников Веласкеса таких мастеров, как Хуан де Альфаро, Франсиско Паласио, Хосе Леонардо и некоторых других. Вполне возможно, что эти художники работали в придворной мастерской Веласкеса, помогая ему решать многочисленные художественные задачи, связанные с оформлением королевских резиденций. Классических способов обучения Веласкес не придерживался, идейных принципов не насаждал. Помощники работали бок о бок с мастером, совершенствуя свою технику, развивая навыки и талант под его руководством. После этого они покидали мастерскую, на их место приходили новые живописцы.