История
портрета слуги Веласкеса Хуана де Парехи – пример успешнейшей для XVII века пиар-акции для продвижения художника на международной арене.
В 50 лет Диего Веласкес во второй раз в своей жизни оказался в Риме. Все его заграничные путешествия ограничивались двумя не особо продолжительными визитами в Италию. Испанский король Филипп IV (
1,
2,
3) упорно не хотел отпускать от себя своего любимого художника, исполнявшего по совместительству обязанности интенданта королевского дворца. Мы не знаем до конца мотивов Филиппа IV, но факт в том, что Веласкес, первый художник у себя на родине, за её пределами оставался практически неизвестен. Первая поездка в Италию, к которой молодого Веласкеса склонил приезжавший в Испанию с дипломатической миссией
Рубенс, не принесла испанцу особой славы. Вернее, принесла, но совсем не ту, на которую он мог бы рассчитывать. Тогда 30-летний Веласкес приезжал в Италию в качестве королевского камергера, его сопровождал генерал Амбросио Спинола (его мы можем увидеть на знаменитой исторической картине Веласкеса
«Сдача Бреды»), и итальянцы чуть не приняли Веласкеса за испанского шпиона. Во всяком случае, он воспринимался не как художник, а как функционер испанского двора, и отношение к нему было настороженным.
Между первым и вторым визитами Веласкеса в Италию «утекло много воды». Испанское искусство переживало свой «золотой век», а Веласкес стал его «фронтменом», его центральной фигурой. Вот только итальянцы, провозгласив свою землю обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то интересовались чужаками. Им льстило, что за художественными впечатлениями весь мир съезжается к ним – в Венецию и Флоренцию, в Сиену и Падую, Верону и Рим, а что могут предложить миру заграничные «варвары»?
Согласно легенде, самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено. За несколько дней он выполнил замечательный портрет своего слуги – мавра, сопровождавшего его в Италии, по имени Хуан де Пареха. Как только просохла краска, Пареха был отправлен кочевать по резиденциям знатных римлян в столице и её окрестностях вместе со своим портретом. В Испании Веласкеса называли «художник истины». Он никогда не приукрашивал действительность (чем часто грешили итальянцы), но зато и в людях низкого звания – слугах, придворных шутах и карликах (
1,
2,
3,
4) – умел видеть высокое человеческое достоинство. Портрет Парехи имел такое разительное сходство с оригиналом и вместе с тем показывал его в таком лестном – истинном! - свете, что «римская крепость» пала. Итальянцы признали великое мастерство Веласкеса, к нему потянулись заказчики, а главным подтверждением его успеха стало приглашение написать самого влиятельного человека Италии (а возможно, и Европы) –
Папу Иннокентия Х.
А что же герой Веласкеса? Что сталось с Хуаном де Парехой? Эта история не менее удивительна! По возвращении в Испанию хозяин дал ему вольную, и мавр, много времени проводивший в мастерской Веласкеса, наблюдая за его работой,
тоже стал серьёзным художником. Он известен как один из виртуознейших копиистов работ Веласкеса, а его собственные картины экспонируются в Прадо (
«Призвание св. Матфея») и Эрмитаже (
«Портрет монаха»).
Недавно от имени героя этого портрета Веласкеса литератор Элизабет Бортон де Тревиньо написала роман «Я, Хуан де Пареха».
Автор: Анна Вчерашняя