83-летний классик ленд-арта Кристо (Христо) получил от французских властей разрешение на осуществление своей давней мечты — обернуть Триумфальную арку в Париже тканью. Этот проект он планировал создать еще вместе со своей женой и партнером по творчеству Жанной Клод, которая скончалась в 2009 году. Проект ошеломляющий — кому такое под силу? Чтобы представить мастера публике, мы выбрали самые впечатляющие проекты Кристо и Жанны-Клод, воплощенные ими в разных точках мира.
Заверните, искусство!
Когда речь заходит о ленд-арте (искусстве в природном пространстве), первые, кого упоминают — это «великие упаковщики» Кристо (Христо Явашев) и Жанна-Клод де Гийебон. В 1960-е годы Кристо разработал собственную концепцию обертывания объектов в ткань, пленку, бумагу и т. д. , и назвал ее ампакетаж. Сначала он оборачивал относительно небольшие предметы: стулья, бутылки, бочки, мотоцикл. Затем совместно с женой Жанной-Клод Кристо перешел к более масштабным проектам. Природные ландшафты, архитектурные объекты, «оформленные» светящейся тканью, представали то в виде притаившихся космических монстров или же напоминали «Кувшинки» Моне, где один «цветок» — целый остров, обернутый тканью.
Все, что создал Кристо, один или совместно с Жанной-Клод, уже прочно закреплено в историю искусства ленд-арта, природного ландшафта. Мало того, что проекты потрясают воображение и приводят в восторг: некоторые из них способствовали значительному улучшению экологической обстановки тех регионов, в которых состоялись проекты.
«Знаете ли вы, что у меня нет произведений искусства, которые существуют до сих пор? Они перестают существовать, когда заканчивается срок их показа. Я думаю, нужно иметь в разы больше мужества, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, а не вещи, которые останутся», — сказал однажды Кристо.
Все, что создал Кристо, один или совместно с Жанной-Клод, уже прочно закреплено в историю искусства ленд-арта, природного ландшафта. Мало того, что проекты потрясают воображение и приводят в восторг: некоторые из них способствовали значительному улучшению экологической обстановки тех регионов, в которых состоялись проекты.
«Знаете ли вы, что у меня нет произведений искусства, которые существуют до сих пор? Они перестают существовать, когда заканчивается срок их показа. Я думаю, нужно иметь в разы больше мужества, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, а не вещи, которые останутся», — сказал однажды Кристо.
«Завернутый Рейхстаг», Берлин, 1995
Разрешения на воплощение этого проекта пара ждала целых 23 года. На протяжении этих лет Кристо и Жанна-Клод добивались положительного ответа от 6 лидеров бундестага. И Кристо не сдавался. Его вдохновляли расположение здания и его историческая значимость. Несмотря на противоречивую историю задания, Кристо видел в нем символ свободы. Свобода была постоянной темой в искусстве Кристо с момента его побега из коммунистической Болгарии в США в 1951 году.Еще в 1978 году Кристо представил модель задрапированного Рейхстага в Цюрихском Музее дизайна. Когда 25 февраля 1994 года парламент все-таки разрешил художникам сотворить свой необычный проект, Кристо объявил: «Мы победили». Главным аргументом, благодаря которому бундестаг, наконец, сказал команде Кристо «да», стало то, что проект не требовал никакого финансирования от государства.
Традиционно все пункты в осуществлении проектов, — от консультантов по дизайну и закупки тканей до оплаты работы инженеров и строителей, — художники финансируют сами, за счет продаж своих моделей, рисунков.
17 июня 1995 года к зданию парламента приехало несколько грузовиков с тканью, и работа началась. Последняя из 70 сделанных на заказ серебристых тканевых панелей была установлена на здании уже 23 июня. Более 100 000 квадратных метров ткани, перевязанной несколькими километрами голубой веревки, полностью обернули Рейхстаг. В течение 14 дней около пяти миллионов человек увидели ставший легендарным «Завернутый Рейхстаг» Кристо и Жанны-Клод воочию.
«Занавес долины», Колорадо, США, 1972
Над этим масштабным проектом Кристо и Жанна-Клод работали целых 28 месяцев. Совместно с дизайнерами, строителями и волонтерами они воплощали в жизнь невероятную на первый взгляд идею — создать тканевую перегородку, перекрывающую ущелье Райфл-гэп в штате Колорадо. Высота занавеса составляла 11 метров, длина — 381 метров. Общая площадь ткани составляла 18 600 квадратных метров. Для установки ткани потребовалось 417 метров кабеля весом в 61 тонну, закрепленного на 864 тоннах бетонных блоках. Работа была завершена в 11 часов утра 10 августа 1972 года. Огромный оранжевый занавес украшал долину на протяжении 28 часов, пока сильный ветер не обрушил его.«Завернутое побережье», Литтл Бэй, Сидней, Австралия, 1969
В октябре 1969 года 2,4 км австралийского побережья были обернуты 92 900 квадратными метрами противоэрозионной ткани, привязанной к скалам 56,3 км полипропиленовой веревки. У пары было официальное разрешение от больницы принца Генри, которой принадлежит береговая линия Литтл Бэй, взяться за проект. К работе были привлечена команда из 15 профессиональных альпинистов и 110 рабочих (студентами архитектурного и художественного факультетов Сиднейского университета и Ист-Сиднейского технического колледжа) во главе с отставным майором из Инженерного корпуса армии, а также художники. Всем альпинистам и рабочим была выплачена зарплата, за исключением 11 студентов-архитекторов, которые отказались от оплаты. Проект полностью финансировался самими Кристо и Жанной-Клод за счет продажи оригинальных проектных рисунков, коллажей, моделей, обернутых предметов периода 1950-х и 1960-х годов и литографий. Побережье оставалось покрытым тканью в течение десяти недель, начиная с 28 октября 1969 года. Затем все материалы были удалены и переработаны.«Окруженные острова», залив Бискейн, Флорида, 1983
В 1983 году Кристо и Жанна-Клод с командой окружили одиннадцать островов, простирающиеся на 11,3 километра в заливе Бискейн, плавающей розовой полипропиленовой тканью.Этот проект пары считается одни из канонических в истории ленд-арта.
На подготовку ушло почти три года — работа над проектом длилась с 1980-го. Разрешение на его воплощение было подписано целым рядом правительственных учреждений: от губернатора Флориды и Кабинета Министров до департамента экологического регулирования. С апреля 1981 года шла масштабная подготовка островов и вод вокруг них.
Морская и сухопутная команды собрали около 40 тонн различного мусора, среди которого оказались дверцы холодильников, шины, кухонные раковины, матрасы и разбитые лодки.
4 мая 1983 года начались работы по «окружению» островов каймой общей площадью в 603 870 кв.м. Общая рабочая сила, участвующая в монтаже, составила 430 человек.
Наблюдать необычной красоты финальный проект можно было с дамб, земли, воды и воздуха. «Светящийся» розовый цвет блестящей ткани гармонировал с тропической растительностью необитаемых зеленых островов, цветом безоблачного неба над Майами и лазурью мелководья Бискайского залива. Проект существовал две недели, после чего были демонтирован.
«Плавучие пирсы», озеро Изео, Италия, 2014-16
Хотя Жанна-Клод скончалась в 2009 году, Кристо продолжил работу всей своей жизни. С 2014 по 2016 годы он работал над реализацией проекта, который пара придумала в 1970 году. Это была его первая работа с тех пор, как не стало Жанны-Клод.Весной и летом 2014 года Кристо, Владимир Явачев (операционный директор), Вольфганг Вольц (официальный фотограф), и Джоси Крафт (куратор) вели разведку озер Северной Италии. Вместе с директором проекта и арт-критиком Джермано Челантом они посетили озеро Изео в 100 километрах к востоку от Милана и в 200 километрах к западу от Венеции. Вся команда была вдохновлена Изео, сочтя его самым подходящим для воплощения проекта местом. Желтая тропа длиной 5,5 километра (из них три километра проложены по воде) соединила прибрежную деревню Сульцано, остров Монте-Изола и островок Сан-Паоло. Для воплощения проекта потребовалось 100 000 квадратных метров яркой желтой ткани и 220 000 кубиков из полиэтилена высокой плотности для создания модульной системы плавучего дока.
«Как и все наши проекты, плавучие пирсы были абсолютно бесплатными и открытыми для публики», — сказал Кристо. — «Не было ни билетов, ни часов работы, ни бронирований. Плавучие пирсы были продолжением улицы и принадлежали всем. Те, кто ходил по ним, чувствовали себя так, словно шли по воде или, возможно, по спине кита».
Пирс украшал озеро Изео 16 дней — с 18 июня по 3 июля 2016 года, затем все компоненты были удалены и промышленно переработаны.
Пирс украшал озеро Изео 16 дней — с 18 июня по 3 июля 2016 года, затем все компоненты были удалены и промышленно переработаны.
«Зонтики», Япония-США, 1984-91
На рассвете 9 октября 1991 года 1880 рабочих Кристо и Жанны-Клод раскрыли 3100 зонтов в Ибараки (Япония) и Калифорнии (США) в присутствии художников: по одному на каждую локацию.Эта японско-американское произведение искусства было призвано отразить сходства и различия в образе жизни и использовании земли в двух долинах на разных концах света — одна длиной 19 километров в Японии, другая — длиной 29 километров в США. Одиннадцать производителей в Японии, США, Германии и Канаде изготовили для проекта различные элементы зонтов: ткань, алюминиевые структуры, стальные каркасные основания, анкеры, деревянные базовые опоры, сумки и формованные базовые крышки. Все 3100 зонтов были собраны в Бейкерсфилде, штате Калифорния, откуда 1340 синих зонтов были отправлены в Японию. Каждый зонт был 6 метров в высоту и 8,66 метра в диаметре.
Инсталляция стоила художникам $26 млн.
В пространстве Японии зонтики располагались близко друг к другу и иногда повторяли геометрию рисовых полей. В пышной растительности, окруженной водой круглый год, голубые зонтики выглядели необычайно красиво. На калифорнийских просторах невозделанных пастбищ конфигурация зонтиков была причудливой и хаотичной. Коричневые холмы покрыты светлой травой. Желтые зонтики органично выписывались в сухой климат и ландшафт Калифорнии.
Демонтаж и вывоз материалов начался 27 октября 1991 года, территории были восстановлены в первоначальном состоянии. Зонтики были разобраны, большинство элементов было переработано.
«Обернутый мост Пон-Нёф», Париж, 1975-85
22 сентября 1985 года группа из 300 профессиональных рабочих завершила временное произведение искусства «Обернутый мост Пон-Нёф» (The Pont Neuf Wrapped). В общей сложности 41 800 кв. м шелковистой ткани золотисто-песчаного цвета из полиамида покрывали, не препятствуя речному движению:— стороны и своды двенадцати арок,
— парапеты,
— тротуары и бордюры (пешеходы шли прямо по полотну),
— все уличные фонари по обе стороны моста,
— вертикальную часть набережной западной части острова Сите.
Ткань удерживалась 13 км веревки и крепилась 12,1 тоннами стальных цепей, опоясывающих основание каждой башни на глубине 1 метра под водой.
Французским субподрядчикам помогали американские инженеры, которые работали над предыдущими проектами Кристо и Жан-Клода под руководством Теодора Догерти. 600 мониторов работали круглосуточно, следя за ходом проекта, вплоть до снятия материалов 7 октября. Все расходы по строительству нового моста, как и в других своих проектах, художники оплатили за счет продажи подготовительных рисунков и коллажей, а также более ранних работ.
Начатый при Генрихе III, Пон-Нёф был завершен в июле 1606 года, во время правления Генриха IV. С 1578 по 1890 год Пон-Нёф претерпевал постоянные изменения и дополнения самого экстравагантного рода, такие как строительство магазинов на мосту под Суффло, строительство, снос, восстановление и снова снос массивного здания в стиле рококо , в котором размещался водяной насос.
Обертывание Пон-Нёфа продолжило эту традицию последовательных метаморфоз, превратив его в течение 14 дней в произведение искусства.
Что ж, теперь мир ждет следующего грандиозного проекта Кристо — обернутой Триумфальной арки. Один из символов не только Парижа, но и всей Франции предстанет перед нами в новом облике. Заметим, все будет происходить на фоне реставрации другого символа Парижа — собора Нотр-Дам де Пари.
По материалам официального сайта художника и указанных в тексте источников.
По материалам официального сайта художника и указанных в тексте источников.