В основе искусства ленд-арта лежит принцип дополненной реальности, интеграция художественных элементов в природный пейзаж
, а также использование природных процессов как составляющей создаваемого художественного объекта. Родившийся из протестных движений против консьюмеризма и коммерциализции искусства, ленд-арт стал глотком свободы и природной естественности для американских художников 1960-х годов.
Самым известным знаковым произведением ленд-арта считается работа Роберта Смитсона «Спиральная пристань», созданная в 1970 году. Эта конструкция из камней и земли расположена в США на Большом Соленом озере. Для ее реализации Смитсону понадобилось 7000 тонн базальта, валунов, грязи и соляных кристаллов, добытых в районе мыса Розел в штате Юта.
Роберт Смитсон. «Спиральная пристань». 1970. Источник фото: jamescohan.com
К самым древним объектам искусства, к котором можно применить определение «ленд-арт», несомненно, можно отнести знаменитые геоглифы Наски. Наряду с астрономической и ритуальной версиями существует вполне правдоподобное мнение о том, что создавая подобные гигантские рисунки, древние перуанцы демонстрировали художественное самовыражение как в геометрической, так и в фигуративной форме. Открытые в 1939 году, геоглифы Наски были сфотографированы только в 1947-м — возможно, исследования этих рисунков также дело определенный толчок к рождению ленд-арта как жанра. Созерцать эти изображения во всей красе можно лишь с воздуха — равно как и многие из образцов современного ленд-арта; мощь и величие некоторых из них можно оценить только с большого расстояния.
Перу. Один из геоглифов на плато Наска. Источник фото.
Идеи создания объекта ленд-арта неизменно привязываются к какому-либо ландшафтному объекту, а скульпторы, работающие в этом жанре, предпочитают использовать натуральные природные материалы — камни, землю, сухие ветки, растения, воду. Впрочем, все должно отталкиваться от замысла художника — как, например, работы Кристо (Христо Явашева), известного среди почитателей ленд-арта как «великий упаковщик». Начав с небольших объектов, которые он оборачивал в ткань или бумагу, Кристо постепенно вошел во вкус. Его работа «Окруженные острова» (1983) вошла в классику ленд-арта. Тогда Кристо и его команда окружили одиннадцать островов, простирающиеся на 11,3 километра в заливе Бискейн, плавающей розовой полипропиленовой тканью.
Кристо. Проект «Окруженные острова». 1983. Фото: Wolfgang Volz © 1983 Christo
Еще одна из известных работ Кристо — «Завернутый Рейхстаг» — была открыта 23 июня 1995 года и демонстрировалась в течение двух недель. На создание проекта ушло более 100 000 квадратных метров ткани и несколько километров веревок.
Кристо. Проект «Обернутый Рейхстаг». 1995. Фото: Wolfgang Volz © 1995 Christo
Инсталляция знаменитой японки Яёи Кусамы «Сад нарциссов» при одном из показов была преобразована художницей в объект ленд-арта. Серебряные шары были помещены в пруд: сотни сверкающих сфер образовали своеобразную кинетическую скульптуру, которая преобразовывалась под влиянием природных сил — течения воды, дуновений ветра и солнечного света.
Работы, выполненные в стиле ленд-арт, обычно недолговечны и демонстрируются публике в определенные сроки. Произведения фиксируются с помощью фото- и видеоматериалов, определяются их координаты на карте, и в дальнейшем художник может представить их в музейных пространствах или Интернете. Галереи и выставочные пространства, имеющие значительные площади, позволяют мастерам реализовывать проекты ленд-арта без ущерба для идеи и художественной ценности проекта. Впрочем, некоторые из искусствоведов придерживаются мнения, что для этого жанра и фон, и объект, и участвующие в проекте материалы — абсолютно все должно иметь природное происхождение.
Популярность ленд-арта сегодня настолько велика, что объединения художников создают постоянно действующие выставочные площади, объединяясь с владельцами угодий или местными общинами. Один из таких примеров — ассоциация «Arte Sella: The Contemporary Mountain», которая работает на пространствах виллы Strobele в Валь-ди-Селла, Италия. На протяжении пешеходного маршрута можно посмотреть более 20 объектов ленд-арта и архитектурных инсталляций, в том числе таких знаменитых современных художников, как Ацуши Китагавара, Кенго Кума и Мишель Де Луччи. На фото — работа Джей-Хё Ли (Южная Корея).
Современные технологии вносят свой вклад в ленд-арт, предлагая художникам и архитекторам поработать совместно с инженерами и учеными. Например, ресурс Land Art Generator посвящен поиску решений для устойчивых энергетических инфраструктур, которые превращают город в произведение общественного искусства, обеспечивая его экологическое обеспечение светом и теплом. Сегодня ленд-арт зачастую служит связующим звеном между зрителями и современным искусством, рассказывает о связях между человечеством и природой.
Антонио Макка, Флавио Масси. Проект «Солнечная экологическая система» (эскиз инженерной разработки фотоэлектрических панелей мощностью 1000 мВт/час). 2010. Проект создан для LAGI Абу-Даби/Дубаи. Источник фото: landartgenerator.org
Известные художники, работающие в жанре ленд-арт: Роберт Смитсон, Ричард Лонг, Джим Деневан, Элли Девис, Саймон Бек, Кристо, Уолтер де Мария, Нил Доусон.