Адальберт Эрдели учился и работал в художественных центрах Европы, в совершенстве владел пятью иностранными языками, основал живописную школу в родном Закарпатье и воспитал плеяду неординарных мастеров, превратив Ужгород в город художников. И даже влюбившись, мог оставить самую прехорошенькую девушку без угрызений совести, чтобы вернуться к творчеству. Представляем вашему вниманию семь фактов о выдающемся художнике.
1. Корифей украинского искусства ХХ века в совершенстве знал немецкий, французский, венгерский, словацкий и чешский языки: на немецком он написал автобиографические романы «Имен» и «Димон», а на венгерском вел дневники.
Будущий художник родился под именем Адальберт (Бейла) Грыць в 1891 году на Закарпатье — землях, принадлежавших в конце ХІХ века Австро-Венгрии. Чтобы сохранить работу и дать возможность детям получить образование, его отец вынужден был сменить звучную украинскую фамилию Грыць на венгерскую — Эрдели. Дорога в высшие учебные заведения империи была открыта, и когда пришло время поступать, Адальберт, чувствуя влечение к рисованию, выбрал Венгерский королевский художественный институт и в 1911 году успешно сдал экзамены.
Ужгородский замок. Резиденция епископа
1942, 100×121 см
Учился Эрдели у признанных педагогов — Имре Ревеса и Кароя Ференци, брал уроки у Шимона Голлоши, к которому еще в свое время Илья Репин отправлял всех своих воспитанников учиться рисунку. Усердие и талант студента не остались незамеченными — его пригласили на знаменитые пленэры в Кечкемет, где рядом с Эрдели работали известные венгерские мастера.
Натюрморт
1952, 77×85 см
Тихая река. Шелестово
1947, 100×90 см
2. Адальберт Эрдели работал в Мюнхене, специализируясь по шаржам, и в 1924 году, выполняя свои рабочие обязанности прямо в зале суда, запечатлел Адольфа Гитлера.
В 1922 году художник отправился в Мюнхен и через год провел персональную выставку своих работ в «Стеклянном дворце» — знаменитом мюнхенском выставочном зале. Большую часть экспозиции занимали портреты, представлявшие известных в Германии людей. Интерес к портретному жанру стал «золотой жилой» для молодого художника: благодаря заказам он совершенствовал свое мастерство и получил возможность путешествовать, посещать Италию и Швейцарию, пополняя знания и набираясь впечатлений.
В 1922 году художник отправился в Мюнхен и через год провел персональную выставку своих работ в «Стеклянном дворце» — знаменитом мюнхенском выставочном зале. Большую часть экспозиции занимали портреты, представлявшие известных в Германии людей. Интерес к портретному жанру стал «золотой жилой» для молодого художника: благодаря заказам он совершенствовал свое мастерство и получил возможность путешествовать, посещать Италию и Швейцарию, пополняя знания и набираясь впечатлений.
Юная художница
1928, 90×99 см
В мюнхенский период Эрдели сотрудничал с газетой «Augsburger Abendzeitung» в качестве исполнителя шаржей. Художник присутствовал на судебном процессе над руководителями «пивного путча» в 1924 году. Делая зарисовки для газеты из зала суда, он запечатлел Адольфа Гитлера.
С жанром шаржа мастер не расставался на протяжении всего последующего творчества. Да и сам этот жанр был близок натуре художника — в жизни он был остроумным и ироничным, любил посмеяться над собой и своими друзьями. Например, мог дать своему коллеге такую характеристику: «Картины Дюла Вирага написаны с большими познаниями, которые он получил в Мюнхене. Невозможно не признать его профессиональные знания. Таких художников, как он, в Мюнхене есть по меньшей мере тысяч шесть».
С жанром шаржа мастер не расставался на протяжении всего последующего творчества. Да и сам этот жанр был близок натуре художника — в жизни он был остроумным и ироничным, любил посмеяться над собой и своими друзьями. Например, мог дать своему коллеге такую характеристику: «Картины Дюла Вирага написаны с большими познаниями, которые он получил в Мюнхене. Невозможно не признать его профессиональные знания. Таких художников, как он, в Мюнхене есть по меньшей мере тысяч шесть».
Адальберт Эрдели. Дружеские шаржи. 1930−1950-е г. г.
3. Из зарубежных поездок Адальберт Эрдели всегда возвращался домой, в родное Закарпатье, где ему хотелось реализовать свои творческие замыслы и наполнить мир искусства новыми энергиями. Чувствуя в себе достаточны сил, чтобы преобразить художественную жизнь в Ужгороде, он вместе с Иосифом Бокшаем открыл Публичную школу рисунка (впоследствии Училище декоративно-прикладного творчества) и стал ее первым директором. Педагогом Эрдели был от Бога — все его ученики отличались самобытным, оригинальным стилем и стали классиками закарпатской живописи, среди них — Эрнест Кондратович, Андрей Коцка, Адальберт Борецкий, Владимир Микита, Елизавета Кремницкая, Ференц Семан, Василий Габда. Пленэрные студии закарпатцев, по примеру венгерской нодьбанской школы, проходили в живописных селах Ставне, Ужок, Кушница, где Эрдели и Бокшай работали вместе со своими учениками.
4. Адальберт Эрдели придерживался собственного кодекса чести и был верен ему всю жизнь. Иерархия его ценностей звучала как «Бог, искусство, любовь», поэтому даже богиня красоты не смогла бы заставить художника отказаться от вожделенной творческой поездки.
Аглая Серени была невестой художника в конце 1920-х, до тех пор, пока художник не отправился на стажировку во Францию в 1929 году. В своем дневнике он писал: «Бедная Аглая! Как она расставалась со мной… но я не могу взять ее с собой — она бы стала препятствием для моего искусства… кроме того, она еще молоденькая девушка, — не беда, если немного меня подождет. Половина моего „я“ останется с ней, я обнимал ее в провинциальном городке Ужгороде, однако вторая половина уже с интересом готовилась встретить мечту каждого человека — Париж».
Аглая Серени была невестой художника в конце 1920-х, до тех пор, пока художник не отправился на стажировку во Францию в 1929 году. В своем дневнике он писал: «Бедная Аглая! Как она расставалась со мной… но я не могу взять ее с собой — она бы стала препятствием для моего искусства… кроме того, она еще молоденькая девушка, — не беда, если немного меня подождет. Половина моего „я“ останется с ней, я обнимал ее в провинциальном городке Ужгороде, однако вторая половина уже с интересом готовилась встретить мечту каждого человека — Париж».
Спутницей жизни 42-летнего художника стала его модель — 16-летняя Магдалина Сливка, с которой Эрдели прожил более двадцати лет и заключил брачный союз в больничной палате за два месяца до своей смерти. Спасая наследие Эрдели от грабителей, Магдалина умерла от сердечного приступа в собственном доме в Ужгороде 2004 году.
Портрет жены художника
1948, 81×60 см
В киевской галерее НЮ АРТ до 27 октября проходит выставка работ Адальберта Эрдели из частных коллекций. Некоторые из представленных произведений известны лишь по иллюстрациям в литературных изданиях, многие впервые экспонируются в Киеве. Среди них — работа «Знак судьбы» в стиле символизма, крайне редкое направление в творчестве художника. На обороте картины есть надпись, сделанная автором на венгерском: «У каждой женщины должен быть достойный мужчина».
Цветы на столе
1930-е
, 71×70.5 см
5. Успех выставки 1929 года в Праге, где были представлены 50 работ молодого закарпатца, обеспечил мастеру стажировку в Париже, оплаченную Министерством образования Чехословакии. Вначале Адальберт Эрдели работал в международной группе художников, обосновавшейся в живописной местности центральной Франции возле замка Гаржилес. Затем два года провел в Париже, «работая» в музеях и галереях, в тесном общении с творческой элитой столицы. Здесь Эрдели познакомился с новейшими колористическими и пластическими достижениями французских художников. Необычные приемы парижских мастеров, их художественная независимость, дух перемен ошеломили и перестроили сознание уже сформированного закарпатского живописца:
«В Париже, где создается мировое направление, — писал художник, — ведут лишь пять-шесть единиц: представителем фигурального преувеличения есть Ван Донген, размаха — Вламинк, вибрирующей цветистости — Дюффи, нежно-белых блесков серости — Утрилло, синтетического равновесия серо-бурых тонов — Модильяни, силы линий — Фуджита и типичного нового классицизма или неоклассицизма — Дерен. Это художественное направление захватило почти целое поколение, но кульминационной точкой магического искусства есть Сезанн».
«В Париже, где создается мировое направление, — писал художник, — ведут лишь пять-шесть единиц: представителем фигурального преувеличения есть Ван Донген, размаха — Вламинк, вибрирующей цветистости — Дюффи, нежно-белых блесков серости — Утрилло, синтетического равновесия серо-бурых тонов — Модильяни, силы линий — Фуджита и типичного нового классицизма или неоклассицизма — Дерен. Это художественное направление захватило почти целое поколение, но кульминационной точкой магического искусства есть Сезанн».
Прага
60.9×60.9 см
Обнаженная
1930-е
, 116×95 см
Деревня Ле Пэн на реке Крёз
1930, 51.5×59.7 см
Работы Адальберта Эрдели были представлены в парижской галерее на Елисейских полях в 1930 году. Персональные выставки художника в 1930-е годы также прошли в Брюсселе, Праге, Братиславе и Брно.
Купальщицы
1930-е
, 76×95 см
6. Периоды безденежья у художника чередовались с роскошной жизнью. За одну картину он мог выручить 5 тысяч крон — свое трехмесячное жалование преподавателя. В начале 1930-х у Эрдели, одного из первых в Ужгороде, появился автомобиль. В 1937 году Министерство образования Чехословакии приобрело картину Эрдели за 12 тысяч крон. Художник не скупился, когда у него водились деньги: он всячески поддерживал не только художников, но всех, кто к нему обращался за финансовой помощью.
Осень
XX век
Во дворе
1930-е
Улица в Ужгороде
1920-е
7. Адальберт Эрдели жил во времена, когда Закарпатье входило поочередно в состав четырех государств: Австро-Венгрии, Чехословакии, Венгрии и СССР. И только при последней, советской власти, художник не смог в полной мере реализовать свои творческие планы. В прессе его обвинили в формализме — чудовищное преступление в Советском Союзе, — заклеймили космополитом, и в 1947 году уволили с должности директора училища и председателя Союза художников Закарпатья, который он сам и основал.
Творчество Адальберта Эрдели никогда не оставалось в тени, работы яркого самобытного художника хранятся во многих украинских и европейских художественных музеях и коллекциях.
Автор: Ирина Олих
Творчество Адальберта Эрдели никогда не оставалось в тени, работы яркого самобытного художника хранятся во многих украинских и европейских художественных музеях и коллекциях.
Автор: Ирина Олих
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: А. Эрдели «Деревянная церковь», 1936
В публикации использованы следующие материалы: статья Ольги Лагутенко «Графические альбомы Адальберта Эрдели», статья Ольги Петровой «"Адальберт Ерделі" - монографія Івана Небесника», фотографии работ и материалы о выставке «Адальберт Эрдели» в киевской галерее НЮ АРТ
Главная иллюстрация: А. Эрдели «Деревянная церковь», 1936
В публикации использованы следующие материалы: статья Ольги Лагутенко «Графические альбомы Адальберта Эрдели», статья Ольги Петровой «"Адальберт Ерделі" - монографія Івана Небесника», фотографии работ и материалы о выставке «Адальберт Эрдели» в киевской галерее НЮ АРТ