войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Портреты в школьных кабинетах: художники о писателях

Портреты великих — какой школьник их не помнит? Они встречали нас в кабинетах «русского-литературы» и музыки, разбавляли собой плакаты с формулами в кабинетах физики и химии, то развешенные в лаковые рамочки, то собранные на единый стенд, цветные или чёрно-белые. Сегодня мы ностальгически попытаемся вспомнить те выгоревшие, ушедшие от плохой печати то в зелень, то в желтизну портреты, а заодно и вспомнить, чьей кисти принадлежит какой.
Портреты в школьных кабинетах: художники о писателях
По части оформления портретами физика и химия разнообразием не баловали — кабинет первой украшал обычно сэр Ньютон в длинном завитом парике и Ломоносов в парике с косичкой. Представлять химию было поручено Менделееву (и то не всегда). Кабинет музыки обычно радовал буклями Баха, львиной гривой и неистовым взглядом Бетховена и пугающим обрюзгшим Мусоргским в больничном халате.
«Павел Третьяков купил портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, не видя его, а лишь услышав, что Репин в госпитале пишет больного Мусоргского… Особая проникновенность этого портрета обусловлена тем, что меньше всего в своем состоянии Мусоргский мог „позировать“. Не имея возможности установить мольберт, Репин просто пристраивался рядом с тяжело больным другом и чуть ли не „на коленке“ писал Мусоргского…» — описание картины в Артхиве.
  • Иван Николаевич Крамской. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    химика Дмитрия Ивановича Менделеева. 1878
  • Гравюра
    Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
    Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
    Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
    Читать дальше
    Поля Сюарта с портрета работы Готфрида Кнеллера. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Исаака Ньютона. 1689
Богаче всего себя украшал кабинет литературы.
С единообразных тёмных фонов на школьников обязательно взирали Крылов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Островский, Толстой и Достоевский, к которым порой добавляли Фета, Тургенева, Лескова, Чехова и уж совсем изредка Радищева. Карамзина и Державина.
Разнообразие в подаче не приветствовалось, шанс встретить Пушкина в виде небрежного профильного автопортрета с полей рукописей или летящим наброском Нади Рушевой был ничтожно мал — представлять детям облик великих писателей должны были не менее великие художники.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Крылова был деталью обязательной, ведь его басни занимали изрядный кусок учебника литературы. Ивана Андреевича, любителя суровых трудяг-муравьёв, для нас запечатлел великий Карл Брюллов. Благодаря его романтической кисти этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
хоть немного выделяется из общего ряда — за счёт любимого Брюлловым драматически-красного фона. Сполохи на заднем плане и игра розовато-красных рефлексов сообщают мясистому лицу Крылова интересную бледность, которая вряд ли была свойственна этому сибариту и гурману, а портрету в целом — изрядную патетичность.

По воспоминаниям современников, работа над портретом шла тяжело: «Карл и зубы ему заговаривал, и заставлял учеников читать вслух, — тучный старик каждые четверть часа с неожиданной лёгкостью поднимался с кресел и твердил, что ему пора, что некогда, что время позднее, что Карл, хотя и Великий, такой же великий лентяй, портрета всё равно не закончит, завтра же забудет про него, только намучит сидением. Карл сердился, хватал Ивана Андреевича за плечи, силком заталкивал обратно в кресло и, распалясь, старался написать в один сеанс — другой раз старика в мастерскую калачом не заманишь.»

Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, кстати, закончен не вполне: нижний край картины так и остался в стадии подмалёвка, а кисть руки была дописана уже после смерти баснописца учеником Брюллова: «Оставалась ненаписанной кисть руки, лежащая на спинке кресла, когда Иван Андреевич встал на ноги с такой уверенностью, что ясно стало, больше уже не усадишь. Карл засмеялся: «Какой нетерпеливый мужчина!» — и показал кистью на кусок незакрашенного холста в том месте, где должна быть рука. Крылов, улыбаясь глазами, сказал: «Рука на твоей совести, Карл Павлович. Я пари держу, что ты её до моей смерти не соберёшься написать!»
Следом за Крыловым идёт, естественно, «наше всё» — Александр Сергеевич Пушкин в подаче Ореста Кипренского. «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»: взгляд мимо зрителя и вверх, небрежные кудри, шотландский плед через плечо, полированные длинные ногти на смуглой руке и бронзовая муза с лирой на тумбе позади.

Почему был выбран именно Пушкин Кипренского, а не более мягкий, «домашний» Пушкин Тропинина?

Вероятно, его забраковали именно из-за «домашнести». Негоже солнцу русской поэзии перед школьниками в халате сидеть, достаточно того, что они классу к седьмому все узнают, что он был дуэлянт, хулиган и бабник.
Где Пушкин — там и Лермонтов: неизменно кисти П. Е. Заболотского, большеглазый, с тонкими усиками, в красном лейб-гвардейском ментике, расстёгнутом не по форме, чтобы все понимали тягу юного корнета к свободе. Из всех литературных портретов он самый хорошенький, поэтому девочки влюбляются в него. Что на самом деле Михаил Юрьевич был низкоросл, кривоног, непропорционально сложен, вовсе не так большеглаз («глаза небольшие, калмыцкие"© и с отвратительным характером они узнают (если захотят) позже. Хотя для того, чтобы это понять, достаточно прочитать «Героя нашего времени». Почему же портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Заболотского столь очарователен?
Вероятно потому, что поэт и художник дружили (Лермонтов брал у Заболотского уроки живописи), а дружба — отлично зелье красоты. Впрочем, и без этого некоторая порция лести в портрет попала бы наверняка — русская портретная живопись начала 19 века технична, академична и изрядно комплиментарна и любой художник, получивший образование, прекрасно знает, что надо увеличить, уменьшить, где выровнять тон кожи и когда добавить «тень глубокой мысли на челе».

Следующим за Лермонтовым (как объект влюблённости школьниц) был Гоголь — длинноволосый, лукаво улыбающийся, похожий на кардинала Ришелье в отечественных «Трёх мушкетёрах», написанный на фоне неба, а не пыльной драпировки.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
этот — и в самом деле весьма удачный — писатель заказал для матери в Италии, у своего хорошего знакомого, жившего там в то время, художника Моллера. К написанию портрета Николай Васильевич отнёсся серьёзно. «Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен…» — Н. В. Берг.
Литераторам-романтикам на смену пришли литераторы-реалисты — Островский, Толстой, Достоевский, Тургенев, Лесков, которых, в свою очередь, взялись увековечивать художники-реалисты — Перов, Крамской, Ге, Репин… Закончилось время приглаженных причёсок, тщательно подобранных костюмов и демонстративной благообразности, теперь ценились естественность, домашние наряды и некий намёк на тяжкую думу во взгляде. Или, говоря словами В. В. Стасова: «Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе».

В портрете драматурга А. Н. Островского кисти В. Г. Перова мы можем наблюдать всё вышеперечисленное разом — взгляд литератора суров и светел, борода демонстративно нечёсана, а подбитый мехом домашний халат смотрится, как нечто среднее между заячьим тулупчиком пушкинского Пугачёва и мантией провинциального короля Лира.
Рекомендуемые художники
Впрочем, рядом с перовским же портретом Достоевского портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Островского выглядит вполне невинно.
Фёдор Михайлович работы Перова пугает, как Голем: землистое лицо с остановившимся взглядом, словно из глины слепленная одежда, с которой тело кажется намертво слипшимся и жуткие кисти рук со сцепленными в замок пальцами (на виду девять, но постоянно кажется, что их в два раза больше).
Великий И. Н. Крамской тоже одарил школьные кабинеты несколькими литературными портретами, написанными по заказу неугомонного Третьякова: измученным Салтыковым-Щедриным с глазами в красных веках и уже традиционно всклокоченной бородой и волосами (некогда большому писателю и вице-губернатору Твери за хлопотами волосы чесать), печальным, уже смертельно больным Некрасовым, скучающим Грибоедовым и хмурым Львом Николаевичем Толстым.
«…С 1869 года Третьяков начал заказывать портреты знаменитостей, заботясь не только о художественной, но и об исторической ценности коллекции. Дело это требовало большой деликатности и недюжинных организаторских способностей. Уговорить позировать Чайковского, не умевшего усидеть нескольких минут перед объективом фотоаппарата. Найти художника, который быстро и „без мучений“ напишет портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Достоевского. Убедить скромного Гончарова, что он достоин не менее Толстого. Склонить Крамского написать Тургенева после того, как это не вполне удалось самому Репину… Бывало, Третьяков разведывал, не гостит ли сейчас кто-нибудь из художников неподалеку от какой культурной иконы тех лет. И сводил портретиста с моделью где-нибудь в Европе — а ведь в те годы не было мобильной связи и соцсетей.» — материал о Павле Третьякове в Артхиве.
За графом Толстым художнику пришлось побегать — позировать тот долго отказывался, но, в конце концов, сдался.

Взгляд Толстого, сидящего перед пустым — ни книг, ни рукописей — столом в рабочей блузе, Крамскому удался особенно.
Софья Андреевна Толстая писала о работе Крамского сестре так: «У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, и пишет два Левочкиных портрета масляными красками… Замечательно похоже, смотреть даже страшно».
И в самом деле «даже страшно» — из-под нависших бровей граф транслирует зрителю что-то весьма неприятное. К примеру: «А ты прочитал „Войну и мир“? А второй том? А если проверю?».
А вот Грибоедова Крамскому уговаривать не пришлось — отказаться от позирования тот не мог, так как на момент написания портрета был, к сожалению, мёртв. Впрочем, Крамской к делу подошёл серьёзно. Не довольствуясь сохранившейся литографией, отыскал все возможные наброски и переговорил с людьми, помнившими поэта, а также с художником Каратыгиным, писавшим акварельный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Грибоедова.
В силу специфики заказа для этого портрета Крамскому пришлось смирить свою вольную кисть, поэтому портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
получился в добротном академическом стиле.
Впрочем, в «расширенном писательском наборе» есть ещё одна работа Крамского, выпадающая из «непарадн


Впрочем, в «расширенном писательском наборе» есть ещё одна работа Крамского, выпадающая из «непарадно-небрежного стиля». Сидящий в кресле И. А. Гончаров величественен, благостен и радует глаз крахмальной сорочкой и седыми (для разнообразия причёсанными) бакенбардами.
Кстати, хорошо, что Гончаров не читал письма, которые Крамской в процессе работы писал Третьякову: «Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным».

Репин в «литературном проекте» тоже отметился.
Его созданный по заказу Третьякова портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Афанасия Фета в очередной раз подтверждает, что широкую, пастозную живопись плохая репродукция губит. Приглушенно-пёстрые мазки фона, перекликающиеся с полосатой обивкой кресла, крупные складки сюртука, поблёскивающая резьба на подлокотнике кресла, бледные, женственно-маленькие кисти рук, выглядывающие из свободных белых манжет — всё это на копии теряет глубину и объём. Спастись от уплощения удаётся только лицу — некрасивому, но, несомненно, запоминающемуся: массивный, увеличенный лысиной, лоб, крупный нос, печальные тёмные глаза длинного разреза и серебристый веер бороды.

Биографы художника пишут, что за портрет Репин взялся без охоты, потому что ему претила «барственность» и высокомерие поэта, но сам Репин вспоминает о Фете не без симпатии: «Я сидел смирно, слушал только Фета и смотрел только на него: он приковывал меня своей некрасивостью и был неотразимо внушителен своей грубоватой простотой. Басистый сиповатый голос и даже тяжелый кашель очень шли к нему. Но ни в словах, ни в фигуре его не было ничего поэтического. Это была грубая проза хозяина, помещика, дельца, многоопытного и очень умного».
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Ивана Сергеевича Тургенева также был заказан Репину Третьяковым, хотя на тот момент в его собрании уже был портрет Тургенева кисти Перова. Этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Репин писал в Париже, находясь под изрядным влиянием старых голландских мастеров, поэтому воздуха в полотне не по-репински мало, а краски лица (опять же, не по-репински) однообразны.

Третьяков находил живопись лица слишком жёлтой, да и весь портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
удачным не считал. Впрочем, Репин с ним и сам был согласен. О причинах неудачи Репин рассказал незадолго до смерти. «Первый сеанс был так удачен, что И. С. торжествовал мой успех». Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот назвал подмалёвок «совсем неудачным началом» и просил художника начать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
заново. Эта перемена мнения объясняется, как утверждал Репин, тем, что подруга Тургенева Полина Виардо, забраковала начатый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота… Увы, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
вышел сух и скучен».
Несколько лет спустя, во время визита Тургенева в Россию, Третьяков заказал Репину ещё один портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
писателя (и тот получился ещё хуже). Вероятно, сказывалась взаимная неприязнь художника и писателя: Тургенев называл Репина «полуталантиком», а для Репина Тургенев был «раздраженный, щепетильный барин, желающий выразить презрение и постоянно трусящий за собственное достоинство; он боится кланяться, боится и не понравиться грубым высокомерием».
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
2024, 50×60 см
$533
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Автор: Оксана Санжарова.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме