Как женщины восстанавливают картину первой художницы Флоренции
Посетив Флоренцию 12 лет назад
, американский филантроп Джейн Форчун обошла лучшие музеи и церкви этой колыбели Ренессанса. И после спросила себя: «А где же женщины?». В поисках ответа она создала организацию
«Продвижение женщин-художников»
(Advancing Women Artists
, AWA). Её члены извлекают из музейных архивов и пыльных залежей произведения
, созданные забытыми художницами Флоренции
, очищают и реставрируют их. Одной из «воскрешённых» стала первая женщина-живописец
, упомянутая в истории города в эпоху Возрождения
, Плавтилла Нелли.
Этим летом реставраторы наводят последний лоск на «Распятие» — картину, которая в октябре 2018 года, наконец, должна предстать перед публикой во флорентийской церкви-музее Сан-Сальви. Это одна из многих работ сестры Плаутиллы, монахини и художницы-самоучки XVI века, которая была очень известна в своё время, но сейчас полностью забыта искусствоведами. «И если они не знают [Нелли], скольких других художниц они не знают?» — спрашивает Форчун.
«Распятие» Плавтиллы Нелли в процессе реставрации. Фото: Jane Adams / Advancing Women Artists
Пулисена Маргарита Нелли родилась во флорентийской семье преуспевающего торговца тканями. Постриг она приняла в возрасте четырнадцати лет под именем сестры Плавтиллы в монастыре Святой Екатерины Сиенской. Впоследствии она трижды становилась аббатисой этой обители Ордена доминиканцев. Монахиня-художница пользовалась уважением и благосклонностью многих покровителей и патронесс, для которых создавала как масштабные картины, так и миниатюры.
Историк эпохи Возрождения Джорджио Вазари в XVI веке написал в своей знаменитой книге «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих», что работы Нелли были во всех «благородных домах Флоренции». Теперь город отдаёт должное своей выдающейся художнице: в прошлом году в Уффици прошла первая персональная выставка Плавтиллы Нелли.
Правила AWA
С момента основания более десяти лет назад AWA восстановила свыше полусотни картин. К сентябрю 2018 года их число достигнет 58-ми. Некоммерческая организация стала ключевым помощником для флорентийских кураторов, которые хотят исследовать коллекции своих музеев, где на протяжении веков спрятано множество работ, созданных женщинами. На данный момент AWA способствовала инвентаризации двух тысяч из них. «Это половина населения, которую не слышали, — говорит Джейн Форчун. — Я хочу дать им голос».
У «Продвижения женщин-художников» есть несколько основных правил для музеев, которые зовут организацию на помощь. Первое: если работа, о которой идёт речь, покидает хранилище, она туда уже не возвращается, а получает место на стене. Второе: если произведение нужно восстановить, то большинство проектов осуществляют консерваторы-женщины.
Николетта Фонтани и Элизабет Викс восстанавливают шедевр итальянской художницы XVIII века Виоланте Беатрисы Сириес. Фото: Advancing Women Artists
Директор AWA Линда Фальконе объясняет, что сейчас во Флоренции преобладают реставраторы женского пола, но так было не всегда. Гендерный сдвиг был вызван разрушительным наводнением 1966 года. В результате катастрофы были утрачены или повреждены миллионы произведений искусства и книг, в том числе многие шедевры. Сотни учёных, искусствоведов, студентов и других добровольцев приехали в город на помощь. Их называли «Ангелы в грязи» или «Ангелы грязи», ведь извлекать сокровища им приходилось из-под слоёв ила, песка и тины.
Свой вклад внесли и так называемые «Женщины наводнения» — художницы, которые жертвовали свои произведения взамен погибших. В 2014 году AWA начала кампанию по признанию их заслуг.
По оценкам Джейн Форчун, сфера, в которой когда-то доминировали мужчины, сейчас примерно на 90 процентов занята женщинами. Более 30-ти из них работают реставраторами в городских музеях, трое занимают главные кураторские посты в Ассоциации гражданских музеев Флоренции.
«Первыми носить брюки начали именно флорентийки, — утверждает Линда Фальконе. — Усилия по восстановлению произведений искусства глубоко связаны с освобождением женщин во Флоренции».
Между тем, реставрация остаётся низкооплачиваемой работой в мире искусства. И, по словам Фальконе, во Флоренции уровень опустился ещё ниже, когда в этой сфере начали доминировать женщины. Это ещё одна причина, по которой Джейн Форчун и её команда твёрдо поддерживают своих соратниц.
«Тайная вечеря» Нелли
Реставрация «Распятия» Плавтиллы Нелли будет завершена в октябре, но это далеко не самый крупный проект AWA. Главный шедевр художницы — «Тайная вечеря». Это единственная известная на данный момент «Вечеря», написанная женщиной, и самое большое произведение сестры-монахини из всех открытых сейчас. Потрясающая картина размером 1,8 на 6,4 метра была закончена в 1560-х годах. Вскоре полотно начнут восстанавливать, и уже в следующем году планируют выставить на публику впервые за столетия.
«Тайную вечерю» Нелли создала на пике карьеры, когда руководила собственной мастерской (полностью состоявшей из женщин) и писала масштабные работы. Кредо своей жизни она, кажется, сформулировала в двух словах, которые поставила рядом с подписью на обратной стороне картины: «Молитесь о художнице».Нелли работала над масштабными «мужскими» темами, что было редкостью для художниц эпохи Возрождения. Всего десять лет назад в мире было известно лишь три произведения «монахини с кистью», теперь же ей и её женской мастерской приписывается почти два десятка.
«То, как она пишет… сильные мазки и густо наложенные краски, кажется, доказывают силу её личности», — говорит 63-летняя Росселла Лари, которая посвятила 40 лет своей жизни реставрации и была одной из «Ангелов Грязи» после наводнения. Последние пять лет она занимается «Тайной вечерей» Нелли.
Сейчас AWA проводит кампанию по сбору средств и предлагает меценатам «взять под опеку» того или иного героя картины, заплатив за реставрацию соответствующего фрагмента. На данный момент 10 из 13-ти фигур (включая Иисуса) получили «покровителей». Трое — предположительно, это святые Фома, Филипп, Симеон — пока ждут своих спонсоров. Стоит отметить, что до сих пор на призыв пожертвовать на восстановление «Тайной вечери» не откликнулся ни один итальянский спонсор. Необходимая сумма эквивалентна 220-ти тысячам долларов.
Скриншот официального сайта AWA с призывом пожертвовать на реставрацию фигуры апостола Симеона (крайний справа, подсвечен). Уведомление внизу гласит, что персонажи на картине названы предположительно, и реставраторы ждут результатов исследований учёных-доминиканцев и искусствоведов
Почему не было великих художниц?
Разумеется, существует множество причин, по которым «женские» картины не считаются шедеврами. Долгое время дамам было запрещено учиться, изучать анатомию и изображать мужское обнажённое тело — то, что необходимо для получения желанных заказов. Они не могли выставлять счета или пользоваться юридическим статусом. «Они были под пятой мужчин, — поясняет Джейн Форчун. — При таких ограниченных технических возможностях шансов на успех у них было мало».
Однако AWA настаивает, что даже если в некоторых случаях «женские» произведения и менее искусны, они, тем не менее, заслуживают места на стенах музеев и церквей Флоренции. Как минимум потому что рассказывают историю художниц того времени и наглядно демонстрируют дисбаланс в социальной жизни эпохи Возрождения. Но, помимо финансирования реставрационных работ, в городе, где процветало много известных художников-мужчин, существует ещё и проблема получения настенного пространства.
Слева: Плавтилла Нелли, «Святая Екатерина с лилией» (XVI век), восстановленная в 2013 году. Музей Тайной вечери Андреа дель Сарто, Флоренция
«Художницы в своё время также добивались успеха, просто история их забыла, — уверена Фальконе. — Речь идёт не только о восстановлении произведений искусства. Речь идёт о восстановлении места женщин в истории искусства».