войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Художники, которые умели впечатляться. Часть 3: Голландцы, вдохновлявшие импрессионистов

Импрессионисты с гордостью прослеживали свою «живописную родословную» от «малых голландцев». Это французское название для школы голландских художников 17 века, писавших небольшие полотна «малых» жанров — пейзажи, натюрморты, интерьеры и собственно жанровые сцены — в отличие от масштабных исторических картин. На импрессионистов, по их прямым словам, повлияли Халс и Вермеер, один из самых старших и один из младших голландцев, но не только они.
Художники, которые умели впечатляться. Часть 3: Голландцы, вдохновлявшие импрессионистов

Франс Хальс (ок. 1580 – 1666)

Сын антверпенского ткача учился живописи у маньериста Карела ван Мандера в Харлеме — где и прожил всю свою жизнь: в 1610 стал членом Харлемской гильдии художников, добился немалой славы и умер в бедняцком приюте для престарелых. Хальс существенно повлиял на развитие портретного жанра в голландской живописи, дав ему больше жизни, больше реальности, больше свободы, и оставил немало учеников (сыновья Халса также были портретистами).

Его жанровые портреты 1620-х-1630-х годов рисуют колоритных горожан в естественной для них обстановке, в движении — и часто в минуты радости. «Веселый собутыльник» излучает лукавство, золотистый оттенок его одежды подмигивает вину в стакане. Свободной непринужденной позе дерзкой и жизнерадостной «Цыганки» вторит широкий мазок кисти. В корпоративные портреты Хальс также привносит активность и непринужденность, так что каждый герой его сложных композиций вместо напряженного позирования проявляет индивидуальный характер во взаимодействии с коллегами. Последние групповые портреты («Регенты приюта для престарелых в Харлеме», 1664; «Регентши женского приюта для престарелых в Харлеме», 1664) сдержаннее по колориту и глубже, зато глубоко и недвусмысленно передают душевное состояние персонажей, насчет которых автор честен до безжалостности, а подчас и ироничен.

Свободный пластичный мазок, мастерство нюансировки и «27 оттенков черного» хальса (как насчитал Ван Гог) заметно повлияли на импрессионистов, особенно — на живописную манеру Эдуара Мане.
  • Франс Хальс. Веселый собутыльник
  • Эдуар Мане. Хороший стакан пива
Важная картина:

«Портрет молодой пары» (1621−1622)

Крупноформатное изображение счастливой четы считалось портретом самого художника с супругой. Но чаще склоняются к тому, что это семья купца и картографа Исаака Масса. Фигуры на переднем плане написаны в полный рост в свободных позах: эти люди явно не аристократы, но, похоже, искренне наслаждаются жизнью. Второй план, с фонтаном, виллой и еще одной парой вдалеке, своей легкостью и воздушностью подчеркивает теплоту густых красок, которыми написаны сами герои — верные супруги (это символизирует жимолость у женщины и чертополох возле мужчины).

Ян Вермеер (1632 – 1675)

То, что сын торговца из Делфта в 23 года был принят в гильдию Святого Луки (цеховое объединение художников), означало, что он минимум 6 лет обучался живописи у мастеров. Известно, что он сильно впечатлился жанровыми сценами Питера де Хоха — внимательного к деталям, любившего струить ясный свет из окон или мягко окутывать им улочку, питавшего теплоту к своим объектам.

Отец 15 детей, Вермеер кормил семью не только живописью: он помогал матери управлять трактиром. Картины же писал медленно, создавая всего по две работы в год. Однако они находили своих ценителей-меценатов. Дважды — тридцати и сорока лет — Вермеер побывал в должности выборного декана гильдии Святого Луки, также он выступал экспертом, участвуя в определении подлинности старинных полотен. Однако умер он в долгах (из-за войны с Францией цены на живопись резко упали), учеников не оставил и за два века был практически забыт. Лишь в середине XIX века Ян Вермеер был открыт заново благодаря восторженным статьям критика Теофиля Торе. Импрессионисты же прямо объявили его предтечей своего направления.

«Импрессионизм» Вермеера состоял прежде всего в уникальном даре передавать освещенный воздух — и воздушный свет. Люди и предметы на его картинах — преимущественно жанровых сценках в любовно выписанном интерьере — словно купаются в мягких солнечных лучах. По некоторым версиям, точности деталей художник обязан умению пользоваться камерой-обскурой, а лучезарности красок — специально подмешанным светящимся пигментам. Свет на его полотнах — полноценное действующее лицо. Он может оказаться нежным рассеянным освещением «Маленькой улочки в Делфте», или падающими из окна косыми лучами на портрете «Женщины, держащей весы», или льющимся сквозь витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
цветным светом в «Стакане вина», или выхваченным из мрака ясным блеском девичьих глаз и украшения в «Девушке с жемчужной сережкой… Кажется, что сами цвета у Вермеера светятся изнутри. Этот эффект будут пытаться передать художники XIX—XX веков, ловя живое освещение на пленэре.
Важная картина:

«Вид Делфта» (1661)

Из дошедших до нас 34 установленных подлинников Вермеера сохранилось всего два пейзажа, один из них — вид его родного города с юго-востока, с набережной канала реки Схи. Ранним утром (на часах семь, солнце на востоке) город дышит покоем и освеженным после дождя воздухом. Вермеер ловит это минутное счастливое ощущение, передавая ровными мелкими мазками звонкую голубизну неба и золотистый песок, легчайшие облака и тепло-охристые стены, отражающиеся в серебристой воде. Известный умением всматриваться и восхищаться писатель Марсель Пруст признался: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Делфта“, я понял, что видел самую прекрасную картину в мире».

Хендрик Аверкамп (1585–1634)

Аверкамп родился глухонемым, потому и получил соответствующее прозвание (Немой из Кампена) — и общался с миром, рисуя. В родном Амстердаме он учился у портретиста Питера Исаака. На его стиль повлияли также пейзажи Гиллиса ван Конингсло и небольшие жанровые картины Давида Винкбонса. Аверкамп соединил элементы пейзажа и жанра. Чаще всего его работы — небольшие зимние пейзажи с уютными группками горожан, занятых делами и развлечениями.

При жизни Аверкампа его полотна и акварели были весьма популярны, с них часто делали гравюры. После смерти он остался одним из самых известных мастеров своего узкого жанра, а его манеру унаследовали ученики, в том числе и его племянник Барент. Глубина пространства, мягкая серебристая гамма зимней влажной дымки, нежные оттенки зимнего воздуха и пестрые краски разношерстной толпы оказались весьма ценными подсказками для Моне, Писарро и других художников эпохи импрессионизма.
Важная картина

«Зимний пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с конькобежцами» (1608)


Маленький городок укрыт снегом, вдалеке сливающимся с жемчужно-розоватым морозным небом, в которое подымается тонкий дымок из труб. Характерная высоко размещенная линия горизонта позволяла художнику вписать в сюжет множество строений, людей за разными занятиями и деревьев с декоративно изогнутыми ветвями. В этом жанровом пейзаже Аверкамп сознательно наследует приемам Питера Брейгеля Старшего, а размещенная в левом нижнем углу ловушка для птиц — прямая из него цитата.

Филипс Вауэрман (1619 – 1668)

Учился живописи у отца — а возможно, и у Франса Халса, перенял все лучшее из сцен охоты и изображений всадников Питера Корнелиса Вербека, а также из «бамбочада» (народных сценок) у основателя этого жанра Питера ван Лара — голландского художника в Риме. Из родного Харлема Вауэрман сбежал с невестой-католичкой в Гамбург, там он работал в мастерской исторического живописца Эверта Деккера. Однако возвратился на родину, занимал неплохие должности в гильдии художников и добился почета. И даже не был забыт, в отличие от других современников-соотечественников: его работы пользовались успехом и в XVIII веке.

Свободная и легкая манера письма, нежный серебристо-серый колорит и тонкий рисунок привлекли к Вауэрману внимание импрессионистов. А то, что Вауэрман писал лошадей живо, в стремительном движении, потом откликнулось в творчестве Дега.
Важная картина:

«Приморская гавань»

Богато одетые путешественники остановились полюбоваться морем, мальчик поит лошадь, простой люд ведет оживленные беседы, прачки спускаются к воде. Каждая группка объектов живет собственной независимой жизнью — включая поросшие зеленью руины и легкие лодки в серебристой воде. И все же такие разнородные элементы объединены в гармоничную композицию с несколькими выразительными акцентами. Как и на других картинах Вауэрмана, небо здесь играет роль драматического ударения: скопление ярко освещенных закатными лучами облаков в верхней половине полотна подчеркивает тенистые глубины пейзажа в нижней половине.

Арт ван дер Нер (1603/1604–1677)

Родился и провел юность в Горинхеме (Южная Голландия) и обучался у прославленного в городе живописца Рафаэля Говертса Кампхейзена. Он стал не только наставником, но и зятем Арта: тот взял в жены его сестру Лизбет. Вместе с женой ван дер Нер перебрался в Амстердам, где сделался владельцем кабака и отцом шестерых детей, но главное — основоположником нового направления в пейзажной живописи: ночного пейзажа, который разработал во всех разновидностях, доступных жителю Амстердама еще без уличного освещения (оно появилось там в 1668 году, чтобы горожане не падали в каналы, на которых, как правило, нет перил, чтобы снизить преступность и чтобы успешнее тушить пожары).

Ван дер Нер часто писал зарево пожаров, лунный свет, закатное небо. Его убедительные эффекты освещения в полутьме и тьме весьма заинтересовали художников перелома XIX и XX века, искавших нестандартных световых решений и цветовых эффектов.
Важная картина

«Ночной пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с рекой» (1646)


Даже во внешне спокойной ситуации (всё спит, всё спокойно, ничего не горит, никто не гибнет) сквозит драматизм и эмоциональность: луч света от скрытой за облаками луны падает так, что зрители перед картиной испытывают волнение. Он зажигает белым заревом высокие облака и постепенно уводит взгляд через всю сцену к густым затененным зарослям слева. Контраст насыщенных цветов неба и глухих тонов деревенской околицы смягчает их «встреча» посредине — там, где лунный свет отражается в блестящей воде реки.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Заглавная иллюстрация: Хендрик Аверкамп. На льду у городских стен, 1615

Автор: Мария Храпачёва