войти
опубликовать

Давид
Винкбонс

Давид Винкбонс (Vinckboons или Vinckebooms) (1578, Мехельн — 1629, Амстердам) — фламандский художник. Писал картинки небольших размеров из библейской истории и бытовые - свадьбы, крестьянские праздники, а также пейзажи.

Еще во второй половине XVI века тяга к классическим идеалам итальянского гуманизма была значительно сильнее на севере, чем на юге Нидерландов. Помимо стойких ренессансных традиций в культуре, Северные Нидерланды отличались и большим демократизмом своего государственного устройства. Уже в начале XVII века на территории Голландии образовалась самостоятельная школа живописи, всем своим складом отвечавшая вкусам молодой буржуазной республики.
Голландская живопись конца XVI — первой трети XVII века переживает период расцвета и пробуждения после засилия романизма — течения в живописи, основанного на подражании итальянским художникам. Под влиянием Питера Брейгеля Старшего и его последователей в пейзаж проникают элементы бытового жанра. Именно в творчестве таких мастеров, как Винкбонс и К. ван Мандер, складывается своеобразное соединение пейзажа и сцены деревенского или бюргерского празднества среди природы.
Религиозные и политические потрясения, пережитые Южными Нидерландами в XVI веке, отразились и в искусстве. Иконоборческое (то есть отрицающее всякое религиозное изображение) движение протестантов привело к разрушению и уничтожению многих произведений искусства и в то же время к развитию светских тенденций. Многие художники оказались в изгнании (Барент ван Орлей, Карель ван Мандер, Мартин Валькенборх и другие). Среди них был и Давид Винкбонс, в молодости переехавший в столицу Северных Нидерландов — Амстердам.
Винкбонс родился в Мехельне во Фландрии. Его отец был живописцем, умело владевшим техникой водяных красок (так вспоминали о нем современники). Известно, что юноша начал учиться писать водяными красками у своего отца, а уже «в молодости без всякого учителя в совершенстве ознакомился с употреблением масляных красок» (свидетельство Кареля ван Мандера).
Из этого явствует, что Винкбонс обладал незаурядным талантом живописца. Большую часть своей жизни мастер прожил в Амстердаме, но всегда сохранял духовную связь с Фландрией. Проявилось это, например, в том, что в его искусстве, несмотря на преобладание черт голландской школы, всегда видна фламандская основа.
Традиционные для фламандцев массовые народные гуляния, многолюдные танцы и пирушки изображены в картинах Винкбонса среди северной голландской природы. Ее суровый, замкнутый характер всегда находится в определенном контрасте с общедоступностью самой сцены, как бы призывающей зрителя принять участие в изображенном. Такое соединение голландских и фламандских черт, характерное для начала XVII века, можно найти у многих художников, но только Винкбонс сумел соединить веселые народные сцены с романтическим философским восприятием природы.
На первый взгляд простое и доступное, искусство Винкбонса при детальном рассмотрении оказывается сложным, полным скрытых символов и аллегорий, намеков и нравоучений.
Во-первых, его живописи всегда присущ определенный сатирический уклон. Как и у Брейгеля, его сатира направлена против правящих слоев общества, против патрициев, аристократии, военных. «Характер подчеркнутого гротеска и резкого социального обличения приобретает его сатира в парном цикле Амстердамского музея («Крестьянские горести» и «Крестьянские радости»), где изображается разгул пьяных офицеров в крестьянской избе и их позорное изгнание взбунтовавшимися крестьянами», — пишет о двух ранних произведениях Винкбонса исследователь голландского искусства Б. Р. Виппер.
Во-вторых, творчеству Винкбонса присущ элемент фантастики, условности. В толпе, нарисованной художником, видны фантастические чудовища, рожденные фантазией мастера. Большинство людей изображены им сатирически насмешливо и даже устрашающе. Все это реминисценции трагического мировоззрения великого предшественника Винкбонса, Иеронимуса Босха, чьим духовным наследником, может быть, чувствовал себя художник.
«Деревенская кермесса» (Дрезден) — одно из известнейших произведений художника. Тут можно найти гротеск и фантазию, сатиру и насмешку. Увиденное в реальной жизни соседствует с созданным воображением художника. И все это соединено в пейзажной сцене, которую можно рассматривать часами и находить все новые и новые детали.
Немногие факты, известные нам о Винкбонсе, не раскрывают полностью его жизни. Однако все говорит о том, что он был очень одаренным художником. По свидетельству современника, он «с большим успехом подвизается в живописи по стеклу, ...одинаково хорошо владеет резцом и гравирует». Если бы мастер родился на пятьдесят лет позже, он мог бы стать выдающимся жанристом или пейзажистом. Но волей исторического развития его творчество по своему духу целиком осталось в XVI веке с его двойственностью, противоречивостью и внутренней разобщенностью.

Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Перейти к биографии