Регистрация

Киевский музей русского искусства

Мне нравится1       0  
Киевский музей русского искусства хранит значительное собрание произведений XIII — ХХ вв. и по художественной ценности своей коллекции уступает только Русскому музею в Петербурге и Третьяковской галерее в Москве.
История создания музея тесно связана с семьей Терещенко — крупнейших промышленников и меценатов, которые в конце XIX — начале ХХ века владели наиболее ценной коллекцией художественных произведений в Киеве. Именно их собрание послужило основой для коллекции Киевского музея русского искусства, а сам музей расположился в особняке, ранее принадлежавшему Федору Терещенко.


Фотография. Федор Терещенко
Музей был открыт в 1922 году. Экспозицию музея составили национализированные художественные произведения из частных собраний, среди которых высоким художественным уровнем отличались коллекции Николы, Ивана и Федора Терещенко. Это произведения живописи, графики, скульптуры знаменитых русских художников второй половины ХIХ в.: «Дубовая роща», «Ручей в лесу» И. Шишкина, «Крестьянин с уздечкой» И. Крамского, «Курсистка» Н. Ярошенко, «Портрет В. Гаршина» И. Репина, «Три царевны подземного царства» В. Васнецова, «Девочка на фоне персидского ковра» М. Врубеля, «Игроки» П. Федотова, серии работ В. Верещагина, а также скульптуры М. Антокольского и многие другие.
Фотография. Киевский музей русского искусства
О значительности и размахе собирательской деятельности в семье Терещенко свидетельствует тот факт, что П. Третьяков называл «господ Терещенко» «сильными конкурентами», которые были лично знакомы со многими русскими художниками, посещали их мастерские и приобретали лучшие работы ведущих живописцев задолго до их экспозиции. Так поступал и сам П. Третьяков, формируя свою коллекцию, в будущем знаменитейшую Третьяковскую галерею. Примечательно, что еще при жизни Ф. Терещенко собрание его картин было открыто для публики. Для этого была сделана дополнительная пристройка к зданию и оборудован отдельный вход со двора. Известно, что в некоторые дни картинную галерею посещали до 1000 человек!

К началу 1940-х гг. музей владел одним из самых значительных художественных собраний страны. К сожалению, во время Великой Отечественной войны около 1500 произведений были вывезены за пределы Украины. В послевоенные годы крупнейшие музеи Москвы, Ленинграда передали целый ряд первоклассных произведений для пополнения экспозиций. В 1986 г. произошло еще одно значительное событие для музея: по завещанию киевского врача и известного коллекционера Д. Л. Сигалова в музей было передано около 300 живописных и графических работ русских художников конца ХIХ — начала ХХ в. Благодаря этому дару в экспозиции появились произведения К. Сомова, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, М. Сарьяна, П. Кузнецова, С. Судейкина, Б. Григорьева, Н. Сапунова, Н. Тархова и других художников, ранее не представленных в музее.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Автопортрет с кистью
В 1983 г. у входа в музей был установлен памятник И. Е. Репину работы московского скульптора О. Комова, это событие было приурочено к празднованию 1500-летия города Киева.

Экспозиция музея представлена по историко-хронологическому принципу и знакомит зрителя с основными этапами развития русского искусства XIII—XX вв.

Коллекция музея хранит небольшое, но очень ценное собрание произведений древнерусского искусства ХIII-ХVII вв., в основном представленное иконами из Средней и Южной Руси, а также московской и новгородской школой ХV-ХVІ вв. Наибольшую ценность представляет икона «Борис и Глеб» ХІІІ в., — редкий образец иконописи домонгольского периода. Это изображение молодых князей, первых русских святых — свидетельство наивысшего расцвета древнерусской иконописи.
Русская Икона. Борис и Глеб
В зале, посвященном русскому искусству ХVIII в. зритель увидит галерею великолепных портретов известных мастеров. Именно с портретным жанром связаны наивысшие достижения русского искусства ХVIII в., который также называют веком портрета. Здесь представлены картины И. П. Аргунова, А. П. Антропова, П. Ротари и работы самых ярких представителей портретного жанра — Д. Левицкого и В.Боровиковского. Одно из самых замечательных произведений В. Боровиковского в музее — «Портрет В. И..Арсеньевой», в котором автор создал привлекательный поэтический образ, полный женского обаяния.
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет В.И. Арсеньевой
Раздел искусства первой половины XIX века в музее малочислен, но работы известных мастеров дают представление об основных этапах этого периода русского искусства. Здесь можно полюбоваться морскими пейзажами известного художника-мариниста И. Айвазовского, увидеть портреты яркого представителя академического жанра К.Брюллова. Романтизм×Романтизм пришел на смену строгому классицизму в живописи и принес новый багаж: переживания, волнения, краски, и особую выразительность. Нередко стиль романтизма путают с «романтическими» образами в живописи и пасторальными сценами. Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII - начала XIX в.в. от музыки до живописи – личность со всеми переживаниями и богатым внутренним миром. читать дальше представлен произведениями В. Тропинина «Портрет украинского крестьянина», О. Кипренского «Портрет сестер графини М. Потоцкой, С. Шуваловой с десятилетней эфиопянкой». Интересен этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше головы «Дрожащего» к работе А. Иванова «Явление Христа народу» — единственное произведение А. Иванова в украинских музеях.
Орест Адамович Кипренский. Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, графини Софьи Александровны Шуваловой с мандолиной и эфиопянки
Наиболее полно в музее представлено искусство второй половины XIX в., особенно творчество художников-передвижников. Члены Товарищества передвижных художественных выставок были носителями передовых идей и в своих работах стремились раскрыть животрепещущие темы, обличить социальную несправедливость, запечатлеть повседневную жизнь. Знаковые произведения этого периода: М. Ге «Автопортрет», В. Перова «Юродивый», И. Крамского «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев», А. Саврасова «Ранняя весна», В. Маковского «Ярмарка в Полтаве», Н. Ярошенко «Курсистка», И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», В. Поленова «В лодке. Абрамцево».
Николай Александрович Ярошенко. Курсистка
Одна из значительных монографических коллекций музея — это собрание работ художника-баталиста В. В. Верещагина. Музей хранит серию живописных и графических работ, посвященных событиям русско-турецкой войны 1877−1878 гг., а также этюды, созданные художником во время путешествия по Индии. Одним из наиболее значительных полотен в собрании музея является произведение «Победители. Мародеры».

Раздел искусства конца XIX-начала XX в. представлен разнообразием новых направлений, творческих исканий, которые появились в искусстве. Экспозиция музея знакомит с представителями творческих объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и с яркими творческими индивидуальностями (М.Нестеров «На горах», В. Борисов-Мусатов «Дама в лиловом», М. Сарьян «Цветы Армении», Р. Фальк «Хлеб и кувшин», П. Кончаловский «Грибы», М. Сарьян «Продавец зелени», Н. Рерих «Никола», К. Коровин «Розы на террасе. Крым», А. Архипов «Крестьянка в желтом платке»).
Николай Константинович Рерих. Святой Никола
Музей хранит прекрасную коллекцию произведений М. А. Врубеля уникальную по полноте собранных в ней работ раннего киевского периода. Одна из лучших работ художника этого времени — «Девочка на фоне персидского ковра». Акварельные эскизы к росписям Владимирского собора, среди которых четыре варианта «Надгробного плача», — свидетельство высокого мастерства автора и глубокого понимания древнерусского и византийского искусства.
Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра
Искусство XX в. (1917−1980 гг.), которое развивалось под знаком советского реализма, представлено работами Б. Йогансона, Ф. Богородского, К. Богаевского, А. Пластова, А. Тышлера, Ю. Пименова и др. Наиболее интересна серия работ крупнейшего советского художника, графика и скульптора А.Дейнеки. В своих произведениях А. Дейнека прославлял мирную советскую действительность, изображал жизнь современного горожанина, особое внимание уделял физической культуре: «Бегунья», «Студентка», скульптуры «Мальчик, прыгающий в воду», «Боксер».

Музей хранит замечательную коллекцию русской скульптуры, среди наиболее интересных — работы В. Демут-Малиновского «Портрет А. В..Суворова», Н. Пименова «Мальчик, просящий милостыню», П. К. Клодта «Конь», Е. Лансере «Богатырь», «Прощание казака с казачкой», М. М. Антокольского «Нестор-летописец».
Марк Матвеевич Антокольский. Нестор-летописец. Уменьшенное повторение статуи в мраморе (1890), находящейся в ГРМ
Сегодня Киевский музей русского искусства хранит более 12 000 экспонатов. Площади выставочных залов музея не позволяют включить в постоянную экспозицию все художественные ценности музея, поэтому выставка постоянно обновляется произведениями из Фондов музея. Посещение музея каждый раз будет незабываемым и зрителя будут ждать новые впечатления и открытия.
КомментироватьКомментарии
HELP