Сомерсет Моэм
Сомерсет Моэм написал 21 роман, более ста рассказов и десятки пьес. Материал для своих работ он собирал повсюду. Писатель объездил почти весь мир — Европа, Америка, Азия, Дальний Восток и острова Тихого Океана. Он был медиком и работал в британской разведке. Со шпионской миссией Моэм посещал Россию во время Февральской революции и должен был помочь главе Временного правительства — А. Керенскому. Правительство Британии пыталось помешать большевикам прийти к власти и сохранить Россию в качестве союзника в войне. Но эта миссия оказалась невыполнима.
Фото: С. Моэм направляется из Отеля Дорчестер в Букингемский дворец, 14 июля 1954 год
которую они любили» — Моэм
В 1962 году в издательстве Хайнеманна выходят отрывки из книги Моэма под названием «Исключительно для собственного удовольствия», где писатель рассказывает о своей коллекции картин.
В этом же году 10 апреля на аукционе «Сотби» в присутствии 2500 человек продаются 35 картин из коллекции Моэма на общую сумму 524 тысячи фунтов стерлингов.
С. Моэм «Исключительно для собственного удовольствия», 1962 год
Сомерсет Моэм «Луна и грош»
Моэм разыскал хижину и обнаружил там три двери, расписанные Гогеном. Две из них были непоправимо испорчены, а третью он купил у владельца дома за 200 франков. Правда, вечером к Моэму приехал еще один человек и сказал, что дверь наполовину принадлежит ему и попросил еще 200 франков. Как пишет писатель «Я с удовольствием дал ему деньги» и увез драгоценный груз в Нью-Йорк, а затем во Францию.
Работа Гогена — «лишь слегка очерчена, всего лишь набросок, но очаровательный. Она находится в моем кабинете».
П. Гоген «Ева с яблоком»
«…В один из моих визитов, после приветствия, он сказал: „Посмотрите, что я сделал сегодня утром!“. Он нанял модель и на листах бумаги размером девять на двенадцать сделал рисунки ее головы. Он приколол листы на стене рядами один над другим напротив своей кровати. Я не считал, но, думаю, их было по крайней мере сорок. Это был удивительный подвиг для старика, лежащего в постели… Я похвалил его, и он был доволен моей похвалой. „Но вы должны смотреть на них и смотреть, и только тогда вы будете видеть их силу, глубину мысли в них и их философию“. Я видел только сорок прекрасных рисунков, но я прожил достаточно долго, чтобы понимать — художник склонен видеть в своем произведении намного больше, чем обычный зритель. Я кивнул и прикусил язык».
А. Матисс «Женщина с зонтиком»
Мона Лиза - разочарование Моэма
«Один из моих отпусков я провел в Париже, где жили два моих брата, старше меня на несколько лет. Я читал, перечитывал и снова читал эссе Уолтера Патера о Моне Лизе и первый мой приход в Лувр я взволнованный, торопясь проходил мимо картин, пока не подошел к знаменитому портрету Леонардо. Я был горько разочарован. Была ли это та же картина, о которой Патер писал так красноречиво?
Я провел утро в Лувре. Никто меня не сопровождал. Один молодой человек, которого я встретил, сказал мне: «Есть только один художник, на которого стоит смотреть в Лувре, — Шарден. Не тратьте своего времени на весь этот хлам, который они показывают. Вы найдете гораздо больше искусства в Фоли-Бержер.
Я был слишком застенчив, чтобы сказать эстету, что «Молодой Человек с перчаткой» Тициана — красивый портрет, и картина «Погребение» Тициана глубоко меня тронула».
Дж. Гамильтон Баррабл «Песни из Италии»
«Самым интересным человеком в этой небольшой группе был ирландец, угрюмый и раздражительный, по имени Родерик О’Коннор. Он провел несколько месяцев в Бретани с Гогеном, занимаясь живописью, а я уже очень интересовался этим загадочным и талантливым человеком. Мне хотелось узнать от О’Коннора, что бы он мог мне рассказать о нем; но, к сожалению, он проникся ко мне личной неприязнью, которую, не колеблясь, проявлял…»
«По счастливой случайности, моя пьеса, которую отклоняли, была поставлена на сцене Court Theatre и имела успех. За ней последовали другие пьесы, легкие комедии, в результате у меня появилось скромное состояние. Я познакомился с Уилсоном Стэром и мы с ним иногда виделись. Я купил два его пейзажа».
Филипп Уилсон Стэр «Эффект дождя. Корфу»
от двух моих картин».
Сомерсет Моэм
Не миновала Сомерсета Моэма и скандальная слава. Он был бисексуалом, а Англия была единственной в Европе страной, где в то время преследовали людей нетрадиционной ориентации. Поэтому Моэм уехал из Лондона и жил в Америке и Франции.
«Одно время я развлекался тем, что воображал себя женатым человеком, — напишет Моэм в книге „Подводя итоги“. — Женатым в принципе, а не на какой-то конкретной женщине. В браке меня привлекали условия женатой жизни. Женившись, я обрел бы покой… покой и устоявшуюся и достойную жизнь. Я стремился к свободе и полагал, что обрету ее в браке».
Моэм не скрывал своей слабости даже после брака. В 1917 году он женился на Сайре Уэллкам, у них родилась дочь Лиза. Двенадцать лет супруга делила мужа с его друзьями-мужчинами, пока они не развелись.
Когда Моэм жил в Париже, он познакомился со многими арт-дилерами. По совету одного из них, Альфонса Кана, он приобрел работы Жана Жовено — ученика Жоржа Брака, который буквально голодал, а также картину Фернана Леже.
«Он был веселым, дружелюбный человек, но как многие тогда художники, находился в отчаянно затруднительном положении. Я купил абстрактную работу, которую Леже назвал „Крыши Парижа“. Мои друзья посмеивались надо мной и спрашивали, зачем я купил эту фантастическую композицию».
Ф. Леже «Крыши Парижа», 1922 год
В 1926 году писатель приобрел виллу «Мавританка» в Кап-Ферра на Ривьере. Она была построена для священника короля Бельгии — Леопольда II, и стала домом Моэма на следующие 40 лет. Когда юрист предложил записать виллу на имя дочери, Моэм ответил: «Спасибо, я читал «Короля Лира».
Во время Второй Мировой войны, когда Ривьеру заняли войска Муссолини, Моэм уехал на последнем корабле. Когда он вернулся после войны, вилла была разграблена: предметы искусства (кроме картин, которые были заранее перемещены в другое место) исчезли, фарфоровая облицовка бассейна разбита, в спальне лежал неразорвавшийся снаряд, а винный погреб опустошен. Моэм принялся за восстановление и вскоре вилла стала гостеприимным домом для многих писателей: хозяин приглашал погостить на берегу моря Т.С. Элиота, Киплинга, Арнольда Бенетта, Яна Флеминга… Жан Кокто таже там был гостем, как и Уинстон Черчилль.
Сомерсет Моэм, Кап-Ферра, 1951 год, фото: Henri Cartier-Bresson
возможная политика».
Сомерсет Моэм
«Я купил дом на Ривьере, где я и сейчас живу, и привез мои театральные картины из Англии. Некоторые я повесил в гостиной, другие — на лестнице. Для столовой я купил мебель в провансальском стиле, а на стенах повесил картины Мари Лоренсен, которые я купил несколькими годами ранее. Эффект был приятным».
Как-то Мари Лорансен позвонила Сомерсету и сказала, что хотела бы прийти посмотреть, как смотрятся ее работы, и писатель пригласил художницу на ланч. Моэм вспоминал, как Мари Лорансен подходила к каждой своей работе и не могла налюбоваться: «Какая хорошенькая!», воскликнула у первой картины. «Это восхитительно!» — наслаждалась она следующей. А у картины «Девушка с веером» Мари призналась: «Здесь не может быть сомнений — это шедевр!»
Сомерсет Моэм симпатизировал художнице и не считал ее восхищение собственными работами тщеславием — напротив, ему нравилось ее простодушие. Несколько лет спустя Лорансен написала портрет Моэма и подарила его художнику.
М. Лорансен «Девушка с веером»
За работу над сценарием (который так и не был использован кинокомпанией) Сомерсету Моэму предложили купить картину за счет не дороже 15 000 долларов.
Никогда раньше Моэм не покупал работы за такие деньги и горячо благодарил Дэррила Занука. Он купил в Париже «Даму с зонтиком» Матисса, «Зимний пейзаж» Писсарро и картину Лепина «Вид за пределами Парижа».
К. Писсарро «Зимний пейзаж. Лувесьен», 1874 год
«Во время моей последней поездки в Нью-Йорк у одного дилера я увидел работу Пикассо „Смерть Арлекина“. Я был ею очарован. Это была очень трогательная работа. Но она стоила больших денег, а я занимался восстановлением дома, что требовало больших расходов. Я не мог ее себе позволить, и, безутешный, вернулся во Францию. Но я продолжал думать о картине, я ужасно хотел владеть ею. Это была прекрасная вещь. Я чувствовал, что буду всю жизнь жалеть, если ее уведет кто-то другой.
Наконец, я сказал себе: „К черту, расходы“ и сделал дилеру предложение. Я знал, что у него есть монументальная картина стоящей женщины Пикассо, которую непросто разместить… У меня было подходящее место в зале для этой картины, и, предполагая, что это поможет соблазнить дилера, включил ее в мое предложение. К моей радости, он принял его, и две картины, в конце концов, оказались у меня».
П. Пикассо «Гречанка»
Сомерсет Моэм
Моэм часто спрашивал своих гостей, кто, по их мнению, автор этой картины. Только один из них смог ответить. «Один мой старый друг, Сэр Кеннет Кларк, посмотрев на нее минуты две, сказал: „Никто не смог бы так написать, только Тулуз-Лотрек“ и, конечно, он был прав».
Моэм собирал также работы, связанные с театральным искусством. Он очень ценил свою коллекцию и хотел ее подарить Национальному Театру в Лондоне, что и сделал в 1950-е годы. Театр тогда только строился, и его коллекцию приняли уже после смерти писателя. Во время одной из временных выставок, которая проходила в вестибюле, четыре картины были украдены. Неудивительно, что администрация театра несколько лет назад с огромной радостью и облегчением передала большую часть работ из собрания Моэма Музею Холбурна в Бате.
Bannister and Suett in George Coleman the Younger’s 'Sylvester Daggerwood'
Недавно была опубликована книга «Сомерсет Моэм и его тайная жизнь» Селины Хастингс. Писательница стала первым биографом, получившей доступ к личной корреспонденции знаменитого литератора. В одном из интервью, Хастингс поделилась своими впечатлениями о характере писателя и о том, что он скрывал от всех:
«Моэм пытался скрывать свою настоящую сущность, насколько он был страстным, ранимым и очень эмоциональным человеком. Себя он демонстрировал миру совсем другим: циником, для которого не было ничего святого. И это более чем далеко от правды. Он был нравственным, храбрым человеком и истинным реалистом. Ничто в человеческой натуре не могло его удивить».
Биограф также рассказала, что в последние годы у писателя было психическое расстройство. Возможно, этот факт объясняет его необычные поступки. В 1962 году Моэм объявил дочери, что лишает ее наследства и сомневается в том, что она ему родная дочь. Он усыновил своего секретаря, с которым жил долгие годы, намереваясь оставить свое состояние ему. Дочь обратилась в суд с иском о праве на наследство и отмену усыновления и выиграла дело.
Г. В. Сазерленд «Сомерсет Моэм», 1949 год
Сомерсет Моэм
alexander-arsov.blogspot.com, mymaughamcollection.