войти
опубликовать

Эжен
Буден

Франция • 1824−1898
Эжен Буден (фр. Eugène-Louis Boudin; 12 июля 1824, Онфлер — 8 августа 1898, Довиль) - французский художник, которого считают одним из предшественников импрессионизма. 

Особенности творчества художника Эжена Будена: его всегда интересовало море, в ранний период он писал курортные сцены с участием людей (беззаботных и хорошо одетых), а позже сосредоточился исключительно на небе, воде, кораблях; марины Эжена Будена чаще всего исполнены в холодной серебристо-перламутровой гамме, а специфический мазок художника (энергичный, быстрый, отрывистый) делает его полотна мерцающими.

Известные картины Эжена Будена: "Мол в Довиле", "Пляж в Трувиле", "Вход в гавань Трувиля".

Будущий учитель Клода Моне родился в морском городке Онфлер и карьеру свою начал в десятилетнем возрасте с гордого звания юнги на корабле отца. Мальчику исполнилось 11, когда семья переехала в Гавр. Отец открыл там магазин, торговавший канцелярскими принадлежностями и рамами для картин. Эжен сначала помогал отцу, а в 20 лет открыл собственную мастерскую по оформлению картин. В витрине можно было увидеть работы приезжих художников, в том числе Милле, Кутюра, Труайона. Они же давали ему советы по живописному мастерству и первыми отметили большой художественный талант Будена.

Эжену Будену исполнилось 22 года, когда он решил, что хватит тратить жизнь на занятия торговлей, и полностью посвятил себя живописи. Первый успех к нему пришел в его 26 лет – на выставке в Гавре за свои картины Эжен Буден получил от муниципалитета трехлетнюю стипендию. Это дало возможность переехать в Париж.

Полноценного художественного образования Буден не получил. Безусловно, важной школой оказалось копирование шедевров Лувра, предпочтение он отдавал фламандским и голландским художникам. Пейзажи голландцев 17 века вызывали радость узнавания. Именно так всё обстояло в городке его детства, это он видел, когда на лодке с отцом уходил в море: низкие горизонты, жемчужного оттенка небо, ветер гонит облака...

В столице Буден посещал мастерскую Эжена Изабе. По совету Изабе он и начал разрабатывает чрезвычайно приятный сюжет: элегантная публика на курорте (1, 2, 3). 

И учитель его, и сам Буден надеялись, что легкость сюжета придаст легкости кисти – так и получилось. Если к пейзажам Буден относился очень серьезно, осознавая некую ответственность перед самым совершенным творением – природой, то, изображая праздную публику, мог просто решать технические задачи живописи, не опасаясь оскорбить красоту мира недостаточно уверенной кистью. Поначалу его терзали сомнения относительно выбранного сюжета: «Паразиты! Становится немного жаль и стыдно писать такую праздную лень после того, как видел людей, выбивающихся из сил за кусок хлеба». Но оказалось, что перед Буденом открылась золотая жила. Именно эти работы принесли ему известность и позволили в 1870-е годы много путешествовать. И нет, ему не пришлось ради выгоды предать собственную правду. Его правда – это вовсе не правда, к примеру, русских передвижников. Потому что толпа праздных буржуа… сверкает яркими красками, насыщая глаз световой вибрацией, – и это самое главное, что Эжен Буден желал о ней знать. Пейзажи и курортная публика – основные сюжеты картин Будена.

В студии Изабе Эжен Буден познакомился с Яном Йонгкиндом, оказавшим на него большое влияние. Есть мнение, что именно Йонгкинд порекомендовал Будену писать на пленэре. Чуть позже Буден будет учить Клода Моне: «Три взмаха кистью на природе стоят больше, чем два дня работы в мастерской». С Моне они встретились в 1857 году. Будену было 33 года, Моне – всего 17. Несколько месяцев Клод Моне работал с Буденом в его мастерской. Именно Буден убедил юного художника не зацикливаться на карикатурах и попробовать свои силы в жанре пейзажа. К чему это привело, мы знаем. Буден и Моне всю жизнь поддерживали дружеские отношения, и Буден участвовал в знаменитой выставке в ателье Надара, результатом которой стало название «импрессионизм».

Эжен Буден также регулярно выставлялся на Парижском Салоне. В 1881 году его картины на Салоне были удостоены третьего места. В том же году состоялись персональные выставки художника в Париже и Бостоне. На Всемирной выставке 1889 года Буден получил золотую медаль, а спустя три года был награжден орденом Почетного легиона. Признание его настигло несколько позже, чем хотелось: возраст и состояние здоровья не позволяли в полной мере насладиться триумфом. Художник переехал в Довиль в надежде, что морской воздух и солнце поправят его здоровье. Он прожил 74 года.

Эжен Буден никогда не считал себя новатором и радикалом. Просто его горячо интересовали вопросы, ответы на которые будут искать и находить импрессионисты: приоритет спонтанного письма на природе перед размышлениями в мастерской, баланс между уходящим мгновением и его фиксацией, передача первого – самого верного! – впечатления, легкость кисти и быстрота исполнения как противовес мучительной и долгой работе, стремление изобразить разлитый в мире «прекрасный и согревающий свет»… Буден не был импрессионистом, он был тем, кто подготовил приход импрессионизма.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии