Пьер Боннар (фр.
Pierre Bonnard; 3 октября 1867 года, Париж, — 23 января 1947 года, Ле-Канне) - французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Импрессионисты и набиды – два течения, оказавшие огромное влияние на развитие европейской живописи. Набиды стремились выразить внутренний мир посредством декоративных плоскостных изображений. Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошел от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света.
Особенности творчества художника Пьера Боннара: главные жанры - семейные портреты, ню, пейзажи; особенная интимность женских изображений, один из любимых сюжетов – женщина в ванной; цвет, цветовые сочетания и контрасты – вот главный герой произведений Боннара, к какому бы жанру они ни относились.
Известные картины Пьера Боннара: "Женщина, дремлющая на кровати", "В лучах солнца", "Мастерская с мимозой".
Биография Пьера Боннара: юность
Юный Пьер Боннар честно признавался, что не столько живопись его привлекает, сколько возможность избежать монотонности чиновничьего образа жизни и взамен приобщиться к той легкости и возможности заниматься интересными делами, которые сулила приобщенность к богеме.
Сын высокопоставленного чиновника военного министерства и знатной дворянки, Пьер Боннар привык к благоустроенной жизни, счастливой семейной атмосфере и гармоничному укладу. Учился он хорошо, за плечами у Боннара – несколько престижных лицеев, в том числе особо любимый парижанами Луи-де-Гран. Отец надеялся сделать из сына юриста. Отстаивать со скандалами право стать художником Боннар не пожелал, а пошел на юридический факультет, но параллельно поступил в художественную Академию Жюлиана. Там собралась славная компания:
Поль Серюзье, Морис
Дени,
Эдуар Вюйяр,
Поль Рансон. Своим божеством они выбрали Поля Гогена. Сюрезье даже ездил к нему в Бретань и был так впечатлен встречей, что по возвращении организовал группу «Наби» (фр. Nabis – пророк), в которую вошел и Поль Боннар. Название подразумевает особый мистический опыт, доступный участникам, их посвященность в некие тайные знания. Набиды искали в живописи абсолют, сложный символизм, возможность выражать внутренний мир посредством ярких цветов. Художники этого направления отдавали предпочтение декоративному началу и плоскостной стилизации. Первой работой набидов стал
«Талисман», написанный Серюзье практически «под диктовку»
Гогена.
«Марать бумагу с утра до вечера», – так Боннар описывает свои представления об идеальном времяпровождении, и именно этим занимается, приезжая в поместье к родителям. И если с работой в архиве, позволявшей ему безбедно жить и особо не утруждаться, это «марание» прекрасно совмещалось, то работа в прокуратуре стала пыткой. Отдушиной и радостью для Боннара оказалась Школа изящных искусств, куда его приняли в 1889 году. И в том же году он выиграл конкурс на создание
рекламного плаката для шампанского. Плакаты от France Champagne заполнили Париж весной 1891 года и вызвали искреннее восхищение
Тулуз-Лотрека. Высоко их оценил и критик Феликс Фенеон. А отец Пьера, ранее убеждавший сына серьезнее относится к юридической карьере, даже плясал от радости (по словам матери художника). На волне успеха Пьер Боннар с чистым сердцем и огромным удовольствием помахал рукой юриспруденции и полностью отдался живописи. Впрочем, не только живописи – хорошо известны его великолепные иллюстрации, литографии, предметы интерьера и декорации. Работы Боннара вообще часто балансируют на грани с прикладным искусством (например, созданное для Ивана Морозова
панно).
Группа «Наби» и путешествия
Боннар активно сотрудничает с группой «Наби», но при этом старательно подчеркивает, что не принадлежит ни к какому направлению: «Единственное, к чему я стремлюсь, – это создать что-то свое». С середины 90-х годов он отходит от принципов набидов с их увлеченностью линиями и орнаментальностью. Всё чаще на его холстах можно наблюдать светлую импрессионистическую палитру.
Пьер Боннар много и активно путешествует, причем обращает на себя особое внимание его неприхотливость в быту. Отсутствием средств он, по большому счету, вообще никогда не страдал, но всегда оставался чрезвычайно скромным в бытовых вопросах. Всё, что ему надо: палитра, кисти и место для мольберта.
Чаще всего он странствует с друзьями-художниками, причем география путешествий обширна: Англия, Швейцария, Италия, Испания, Голландия, Бельгия. Не обошлось и без восточного колорита: Боннар бывал в Алжире и Тунисе. В 1926 году уже именитый художник Пьер Боннар избран членом жюри премии Карнеги и в этом качестве посетил Америку. Ровно через 10 лет он сам стал призером этой премии…
Пьер Боннар – это пейзажи, ню и семейные сцены, это виртуозное владение цветом, легкость кисти. Это успех и признание при жизни, впрочем, мало его волнующие.
«Все эти нули меня раздражают», – комментировал он стоимость своих картин.
Роковая любовь и благополучная жизнь Пьера Боннара
В благополучной биографии Пьера Боннара есть одна страница, словно затесавшаяся по ошибке: роковая страсть, жгучая ревность, суицид... Полно, неужто это всё о нем?
26-летний художник Пьер Боннар влюбился в 24-летнюю Марту де Мелиньи, продавщицу в цветочном магазине. Она фигурирует почти на четырехстах его картинах. Лишь через 32 года, сочетаясь с ней законным браком, Боннар узнал настоящее имя возлюбленной – Мари Бурсен. Он писал Марту всю жизнь. Но не сказать, чтобы всю жизнь сохранял ей верность. Помимо мимолетных увлечений, в 1918 году у него появилась постоянная натурщица, ставшая также его постоянной любовницей. Она, Рене Моншати, и покончила с собой, вскрыв вены в ванной через месяц после свадьбы Боннара. Именно ее художник изобразил на картине
«Обнаженная в ванной».
Но главной музой его, безусловно, была Марта. Огромное множество изображений в ванной комнате, по некоторым сведениям, обусловлено пристрастием Марты к чистоте. К тому же, она страдала боязнью открытого пространства – именно поэтому Боннар написал так много ее изображений в интерьере. Мольберт всегда стоял возле кровати или двери в ванную, чтобы в любой момент художник мог взять кисть и писать не стареющую на его картинах, вечно молодую и красивую Марту.
«Тот, кто поёт, не всегда бывает счастлив», – сказал как-то Пьер Боннар. Есть подозрение, что эти слова описывают его личную жизнь – внешне вполне благополучную. У Марты было слабое здоровье, она очень неуютно себя чувствовала себя среди друзей Боннара, да и ревновала его ко всем без исключения. Их последние годы были очень тяжелы для обоих.
Военное время Пьера Боннара
Вторая мировая война принесла Боннару множество потерь. Один за другим умерли его очень близкие люди – Эдуар Вюйар, Морис Дени, жена Марта. Общение с
Анри Матиссом в те годы стало для Боннара единственной отдушиной.
А после войны на него внезапно снизошло второе дыхание – он стал писать с неожиданной силой, неукротимой молодой энергией, его последние картины
буквально сияют.
«Только сейчас я стал прозревать и готов начать все сначала», – заявляет художник. Но начать сначала ему не было суждено, на этом творческом взлете его жизнь и оборвалась.
Автор: Алена Эсаулова