Герман Гессе в 1930 году написал один из самых загадочных и фантастических философских романов - «Паломничество в Страну Востока». Это рассказ о путешествии вне времени и пространства – к некоей внутренней стране детства, у которой нет точных пространственных координат. Зато есть реальные путешественники – члены придуманного Гессе Братства. В архиве братства была заведена карточка и на художника Пауля Клее. Выглядела она так:
«Передо мной была пластина из золота с наведенным финифтью узором, по всей видимости необычайно старинная, на ней был изображен трилистник клевера, один из листочков которого представлял голубой кораблик под парусом, второй – рыбу в многоцветных чешуйках, а третий выглядел как формуляр телеграммы, и на ней читались слова: Снегов голубее, Кто Пауль, кто Клее».
О кораблях и голубых снегах – это другие картины Клее. Здесь – рыбы.
Рыба, центральный листок клевера в архивной карточке Клее, – один из любимых образов и объектов для интеллектуальной медитации художника. Он
изображал рыбу десятки раз – в виде разобранного или наоборот первобытного
скелета-иероглифа, в виде
незримой добычи рыбака, как главный
объект какой-то рыбно-кухонной лаборатории, как
архаического монстра.
Рыба – один из самых древних и насыщенных символов-архетипов. В дохристианской философии – начало жизни на земле, в христианской – символ Спасителя, заново подарившего жизнь всему человечеству. И это лишь энциклопедические значения. Для Клее рыба еще больше – это линия в идеальном плавном движении, в движении рождения.
Картина
«Магия рыб» объединяет сразу три мира – земной, небесный и подводный – внутри неопределенного глубокого темного пространства. Здесь и рыбы, и цветы, и часовая башня, и небесные тела, и человек – когда они еще были одним целым. Темный фон нанесен поверх цветного – и эта яркая первобытная тайна процарапана, она проглядывает сквозь основной красочный слой. По мнению искусствоведов музея Филадельфии, тонкая диагональная полоса, идущая к часовой башне, напоминает контур тончайшего занавеса, обещающего открыть еще больше тайн, когда он будет отдернут.
Занавес на картине точно есть и он вполне материальный – до всех красок и царапаний Клее наклеил поверх холста кусочек муслина, его контуры выступают над поверхностью картины.
«Магия рыб» - одна из тех эмоционально насыщенных картин, в которых присутствие невидимой реальности ощущается почти физически. Сейчас рыбы станут на поверхности в нужной последовательности и сработает секретный замок в другой, неземной мир.
Автор: Анна Сидельникова