Описание картины «Автопортрет»
За свою не очень долгую творческую жизнь Поль Гоген написал
множество автопортретов. На большинстве из них он предстает неким флибустьером, мятежником, «дикарем», как он любил себя называть (
1,
2,
3). Он наделяет собственными чертами
лицо Христа в Гефсиманском саду, а позже и вовсе пишет
автопортрет с нимбом. Это же полотно относится к числу ранних работ Гогена. Написано оно было в 1885 году, вскоре после того, как он (отчасти по причине финансового кризиса в Европе) принял окончательно решение стать художником.
Судя по свету и наклонным деревянным балкам, художник писал этот автопортрет на чердаке напротив зеркала (об этом говорит то, что на картине Гоген изобразил себя левшой). Он работает в пальто, полы которого плотно запахнуты на груди, и это позволяет предположить, что происходило это в холодное время года. На этом полотне художник, несмотря на узнаваемые черты, выглядит совсем не таким, как на большинстве автопортретов. Он кажется усталым и измученным, под глазами пролегли глубокие тени. Кроме того, эту картину отличает от остальных непривычный ракурс и ускользающий в сторону взгляд (на большинстве автопортретов Гоген изображал себя приблизительно в одинаковом положении, а его глаза чаще всего испытующе смотрят прямо на зрителя из-под тяжелых полуопущенных век).
Современные исследования этого автопортрета позволили выявить значительные изменения, которым Гоген подверг полотно по ходу работы. С помощью инфракрасной лампы и рентгенограмм удалось выяснить, что изначально художник написал свое лицо в профиль, разместив на стене на заднем плане изображения других своих работ. И только в конечном варианте картины Гоген развернул себя лицом к зрителю. Не исключено, что он таким образом объединил в одной работе идеи двух разных автопортретов, не имея возможности написать их оба из-за финансовых трудностей.
Автор: Евгения Сидельникова