Точная дата создания этого
автопортрета Поля Гогена неизвестна, однако на заднем плане можно разглядеть детали полотна
«Ундина (В волнах)», написанного в 1889 году. Это позволяет заключить, что автопортрет был создан не раньше, чем была завершена соблазнительная рыжеволосая русалка, но эксперты по-прежнему расходятся в своих оценках. Некоторые считают, что он был написан в 1893 году, когда художник вернулся из своей первой поездки на Таити.
Это предположение не лишено смысла. На этом автопортрете Гоген изобразил себя печальным и разочарованным, а землистый цвет его лица резко контрастирует с ярким фоном. В 1893 году, возвращаясь во Францию, художник вез с собой лучшие свои полотна с идиллическими пейзажами и прекрасными туземками. Он был уверен в своем будущем триумфе, но родина встретила Гогена неприветливо. Выставка картин, на которые он возлагал такие большие надежды, оказалась провальной, журналисты и критики не жалели для художника и его работ ругательств и уничижительных эпитетов. Усугубило ситуацию и то, что жена Гогена отказалась с ним разговаривать и выставила из дома. Оскорбленный и униженный, художник навсегда покинул Францию и уехал доживать свой век на любимые острова.
Эта картина интересна еще тем, что и композиционно, и по настроению она похожа на самый последний
автопортрет Гогена, написанный им незадолго до смерти в 1903 году. В обоих полотнах сквозит усталость художника от жизни и разочарованность в ней (или, может быть, в себе самом). Однако, если в первой работе Гоген еще немного заигрывает с публикой, придавая своему облику любимую флибустьерскую инфернальность, то на последнем портрете от образа мятежника и бунтаря уже не остается ни следа.
За свою жизнь Поль Гоген написал несколько десятков автопортретов, большинство из которых отражают и дополняют его представления о себе, как о «
дикаре», человеке из другого мира, из другого теста. В некоторых работах художник идет еще дальше: он наделяет собственными чертами лицо
Христа в Гефсиманском саду, а позже пишет
автопортрет с нимбом. Почти каждое его полотно с собственным изображением как будто безмолвно бросает зрителю вызов и приглашает в игру без правил.
Автор: Евгения Сидельникова.