Пока реклама призывает обывателей «в Милан — на шоппинг», мы говорим о событии, наиболее притягательном для любителей искусства. Музей MUDEC представляет потрясающую выставку работ Поля Гогена, собранных из 12 музеев и частных коллекций, ядро которой - часть знаменитого собрания музея Копенгагена Ny Carlsberg Glyptotek. Впервые столь значительная ее часть покинула пределы Дании!
Сразу скажем, что весной 2016 года грядет и ответный визит в Данию экспозиции «Gauguin. Tales from Paradise», в которой собрано около 70 работ, причем с замечательными «бонусами"в виде работ Сезанна и Ван Гога. Так что прикидывайте шансы и возможности для визита в Италию или Данию, осматриваясь пока у нас, в Артхиве.
Виды экспозиции. Фото Inexhibit 2015
Впервые в Италии гостит «Автопортрет
с «Желтым Христом» из Музея д’Орсе, который считается очень значительным в творчестве Гогена: «примитивное искусство» и собственное видение художника едины, это его «манифест».
Автопортрет с "Желтым Христом"
1890, 38×46 см
Музей со звучной аббревеатурой «MUDEC» (The Museo delle Culture di Milano) принимает не просто выставку, а знаменитые и знаковые шедевры Поля Гогена из собрания музея «Новая глиптотека Карлсберга» (Ny Carlsberg Glyptotek). Говорим прежде всего об этой части экспозиции, ведь Копенгагенское собрание — известный феномен в арт-мире. «Представительнейшая коллекция работ» Гогена, «некоторое время женатого на датчанке» (так описана дюжина лет с Мэтте-Софи Гад), насчитывает около четырех десятков превосходных работ.
Женщина с цветком
1891, 70×46 см
Художественный музей «Новая глиптотека Карлсберга» (Ny Carlsberg Glyptotek) владеет работами датских и французских мастеров XIX—XX веков, включая более 40 работ Гогена, а также картины Мане, Моне, Сезанна…
Прибрежный пейзаж на Мартинике
1887, 54×90 см
В названии музея неспроста видим звучное «Карлсберг», столь милое любителям пива всего мира. Основатель пивоваренного завода, назвавший его в честь сына — Карл, и слова «холм» («берг»), где был построен завод, — Якоб Христиан Якобсен и стоял у истоков коллекции, которую продолжали его сын и внук. Сын Карл Якобсен подарил Копенгагену и миру Глипотеку и знаменитую статую Русалочки, но современное ему искусство он не любил. Зато внук Якоба Якобсена, сын Карла — Хельге, — считал иначе, и, став директором Глиптотеки в 1915 году, обустроил там зал современной живописи. Французские импрессионисты и особенно Гоген, работы из собственной коллекции Хельге, который он отдал музею — эти «центры притяжения публики» в музее остаются неизменными и по сей день.
Яркая «Vahine no te Tiare» (Женщина с цветком, Woman with a Flower), которую часто помещают на афиши нынешней выставки в Милане, — одна из первых картин, которую художник создал на Таити и отправил во Францию в 1891 году.
«Воскресенье», или «День Божества» (Mahana no atua, Day of the God) картина из коллекции Института искусств в Чикаго (Art Institute of Chicago). Она была написана Гогеном в Париже в 1894 году — между двумя его путешествиями на Таити. Работа «по волнам памяти и впечатлений» — это и таитянские мотивы, и даже египетские клише, — Гогена увлекала древняя культура. Искусствоведы же проследят аналогии с полотном «Апофеоз Гомера» (1827) Энгра, вот только вместо древних греков на картине Гогена — полинезийцы. А «таитянское» название надписано художником прямо на полотне — попытка остановить момент и оставить эхо культуры, погибающей в урбанистическом нашествии.
День бога
1894, 66×87 см
К слову, на Таити Гоген уже не увидел древних идолов — их уничтожали, обращая народ в христианство. А изображения диковинных скульптур на полотнах художника, как и его собственные скульптуры «на таитянский лад» — собирательные образы. Книга с таитянскими легендами, фото «затерянного храма» Борбодур, и личные наблюдения, запомнившиеся во время визита на Маркизские острова — таков был арсенал Гогена для создания мистических скульптур.
На выставке они показаны среди картин художника: эти работы, да и вообще сам факт их существования, — значительно менее известны широкой публике.
На выставке они показаны среди картин художника: эти работы, да и вообще сам факт их существования, — значительно менее известны широкой публике.
Сюзанна за шитьем. Этюд обнаженной
1880, 114.5×79.5 см
Также в экспозиции — графика
и фотографии, и общая задача кураторов — показать всю богатую «иконографию» творчества Гогена, проследив влияние и переплетение в ней различных культур на разных этапах жизни мастера.
Менялись краски, образы, мотивы — перуанские, японские, бретонские (а хороша девушка в характерном наряде и башмаках?), камбоджийские… Даже новичок отличит «таитянскую» и «европейскую» палитры! И даже у знатоков захватывает дух от возможности увидеть столь представительную галерею работ Поля Гогена, — мастера вне времени и пространства.
Крутая дорога в Осни
1883, 76×101 см
Прибрежный пейзаж на Мартинике
1887, 54×90 см
Автопортрет
1885, 65.2×54.3 см
Не только Гоген: натюрморт
кисти Сезанна узнается безошибочно!
Выставка в Милане продлится до 21 февраля, и после небольшого перерыва последует в Копенгаген.
Вид эксспозиции «Paint». Фото — Ny Carlsberg Glyptotek
… Тем временем в Копенгагене времени даром не теряют: вы думаете, отправив в Италию весомую часть своей коллекции, датчане «оголили интерьеры»? Ничуть не бывало, хотя доля правды во фразе имеется. В музее проходит выставка под названием «Картины», на которой представлены шедевры в непривычном виде, без рам!
Работа Ван Гога из коллекции музея
Таким образом внимание зрителей и их впечатления фокусируются лишь на самих работах Мане, Ван Гога, Сислея, Сезанна и других знаменитых представителей импрессионизма. Ну, а мы поспешим в Милан: в обзорах выставки работ Поля Гогена особо отмечают удачно созданную там мистическую атмосферу.