войти
опубликовать

Странствующий рыцарь (Автопортрет)

Оскар Кокошка • Живопись, 1915, 180×89.5 см
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1915
Размер: 180×89.5 см
Работа в подборках: 24 подборки

Описание картины «Странствующий рыцарь (Автопортрет)»

Этот автопортрет Оскар Кокошка пишет в свои самые тяжелые времена, темные и безнадежные. После тяжелого и болезненного расставания с возлюбленной Альмой Малер, после войны и ранения, после официального заключения врачей: психически нестабилен.

Средневековые доспехи на себя Кокошка надел не случайно – когда-то давно он сравнил магическую любовную страсть, которая связывала его и Альму, с историями о средневековых героях, а самую известную свою картину, посвященную Альме, сначала назвал «Тристан и Изольда». И сейчас история завершается, Тристан погибает. Одна рука раненого средневекового рыцаря Оскара Кокошки простирается к небу, другая – тщетно пытается нащупать землю и схватиться за нее. Это изображение непередаваемой боли, для которой мало любого из символов, для которой требуется целый арсенал аллюзий и сравнений.

Буквы «ES», парящие в небесах, критики расшифровывают как крик «Eloi, Eloi, lama sabachthani» («Боже мой, Боже мой! Зачем ты меня оставил?»), с которым обращался Христос к Богу-отцу перед самой смертью на кресте. Мало, мало, даже этого мало. В тревожном небе над средневековым рыцарем парит крылатый человек, который тоже до странного похож на самого художника. Смерть ли, душа ли умирающего рыцаря – не столь важно, важно ощущение обреченности. Наконец, еще одна фигура – сфинкс с лицом женщины, причем, вполне определенной женщины. Она еще более жестока, чем древний сфинкс, она несколько лет мучила Кокошку вопросами и медленно убивала за неправильные ответы. Это Альма Малер. Если посмотреть на портреты Альмы, которые были написаны в течение этого бурного романа, сходство не вызовет сомнений.

Никто из художников, писавших в те же годы в Вене, не может составить Кокошке компанию в манере письма, композиционных и цветовых решениях. Его нервные, отчаянные мазки, его тревожная композиция – не часть традиции или художественной революции, это неактуально и непохоже на декоративность Климта или вызывающую чувственность Шиле. Это художественный метод, рожденный внутренней болью художника.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии
Другие работы художника
Мехтильда Лихновски
Мехтильда Лихновски
1916
Карлов Мост
Карлов Мост
1934
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат
Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат
1909, 136×77 см
Двойной портрет: Оскар Кокошка и Альма Малер
Двойной портрет: Оскар Кокошка и Альма Малер
1913, 100×90 см
Девушка с поднятыми руками
Девушка с поднятыми руками
1908
Девушка на коне
Девушка на коне
Начало XX века
Автопортрет художника-дегенерата
Автопортрет художника-дегенерата
1937, 110×85 см
Мужчина в костюме
Мужчина в костюме
1910
Пробуждение
Пробуждение
1908, 24×22 см
Любовники. Альма Малер и Оскар Кокошка
Любовники. Альма Малер и Оскар Кокошка
1913
Публикации о работе
Рекомендуемые работы
Хосе Родригес. Быстрее ветра. Парусная регата
Быстрее ветра. Парусная регата
2024, 60×90 см
$938
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$418
Оригинал
Дарья Мотовилова. Царевна-лебедь вятская
  • Реклама
Царевна-лебедь вятская
2025, 100×80 см
Ольга Шацкая. Цветение
  • Реклама
Цветение
2024, 80×60 см
$478
Оригинал
Алекс Дi. Завораживающая взглядом
  • Реклама
Завораживающая взглядом
70×70 см
$372
Копия
Оксана Токарева. 9 кругов чего?
  • Реклама
9 кругов чего?
80×60 см
$777
Оригинал
Ксения Кит. Морская рапсодия, от гребня к штилю. Диптих.
  • Реклама
Морская рапсодия, от гребня к штилю. Диптих.
2025, 70×180 см
Polina Razumova. Котенок в пруду
  • Реклама
Котенок в пруду
2024, 40×60 см
Алекс Дi. В поиске себя
  • Реклама
В поиске себя
2025, 70×70 см
$613
Копия
Оксана Токарева. Квартирный вопрос только испортил их
  • Реклама
Квартирный вопрос только испортил их
2025, 70×80 см
$657
Оригинал