Регистрация

Мистика и библейские мотивы: Музей Тиссен-Борнемисса представляет масштабную выставку Сурбарана

Мне нравится6       0  

9 июня Музей Тиссен-Борнемисса в Мадриде приглашает на открытие выставки «Сурбаран. Новая перспектива». Тот, кто привык к ассоциации «Сурбаран — монахи в капюшонах», будет приятно удивлен открытию новых граней творчества «испанского Караваджо», друга Веласкеса, выдающегося художника Золотого века испанской живописи. Впечатления об эпохе усиливают работы сына мастера и учеников.

Экспозиция включает 63 картины, из них 57 шедевров работы самого Франциска Сурбарана, семь — его сына Хуана, и девять полотен учеников великого мастера. Все картины занимают 7 залов и расположены в хронологическом порядке.
На выставке можно увидеть редкие картины Франциска Сурбарана раннего периода — многие считаются утерянными, так что собрать доступное в стенах одного музея - несомненная удача.
Две «жемчужины» можно увидеть на выставке: «Явление Богородицы в Монк Сориано» из церкви Святой Марии Магдалены в Севильи, и специально доставленную из США картину «Святой Серапион» из Художественного музея Уодсуорт Атениум.
Картина «Святой Серапион» из цикла «Сцены из жизни св. Педро Ноласко» была показана испанской публике всего один раз — 50 лет назад! Неудивительно, что именно ее изображают на афишах события.
В 1626—1627 годах художник пишет 21 картину на религиозные сюжеты как раз по заказу ордена доминиканцев. А в 1628—1629 мастер получает заказ на картины из жизни основателя ордена мерседариев Педро Ноласко, освобождавшего христиан из мавританского плена. «Святой Серапион» — одна из 22 работ серии.

Среди впервые представленных в Испании полотен почетное место занимает картина «Стоящий святой Франциск, созерцающий череп» 1635 года. Картина специально была доставлена Сент-Луисским художественным музеем из США. Что ж, это «та самая», известная работа из серии, с которой чаще всего и ассоциируют имя художника Сурбарана. Так и слышатся хоровые напевы «Gregorian»!
Кстати, творческое кредо Франсиско де Сурбарана — писать только с натуры, — было выполнимо именно из-за монастырских заказов: монахи и позировали мастеру для полотен. В итоге вырисовался и особенный творческий стиль: изображать святых в трудах земных и молитвах, а нее в высоких порывах.
Вообще, представленные на выставке религиозные сюжеты в интерпретации Сурбарана отличает особая подача: они жизненные, «теплые», несмотря на контрастность тонов.
Сурбаран пользовался огромной популярностью среди религиозных соотечественников, однако после знакомства с Веласкесом художник отказывается от заказов на библейские темы и принимается за новую, светскую: украшение Королевского зала в Мадриде сюжетами из цикла подвигов Геракла. Но после завершения работ он снова берется за два крупных проекта: роспись алтаря в главном соборе города Кадис на юго-западе Испании и цикл полотен для собора в городе Касарис.
Франсиско де Сурбаран. Святая Касильда Сарацинка



«Святая Касильда Толедская» — картина Сурбарана из коллекции музея Тиссена-Борнемисы. По легенде, Святая Касильда (Касильда Сарацинка), дочь правителя Толедо XI века. Её еще называют Касильда Сарацинка, носила еду пленным христианам, пряча ее в складках платья. Как-то раз отец (или же стражник) остановил ее, попросив показать, что она несет. И когда Касильда развернула подол, в нем оказались розы. Прекрасная история к чудесной картине!

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Выставку курируют два искусствоведа — Одиле Деленда (Odile Delenda), автор каталога о Сурбаране, и Мар Боробия (Mar Borobia) руководитель отдела старых мастеров в музее Тиссен-Борнемисса. Организаторы сфокусировали свое внимание на самых крупных циклах в творчестве художника.

Подобная крупная выставка Сурбарана последний раз была 25 лет назад в Прадо. С тех пор проведено огромное количество исследований творчества великого художника. Именно на новые материалы и сведения опирались кураторы при составлении экспозиции в этот раз.
Столь интересная коллекция сложилась благодаря сотрудничеству испанских, европейских, американских музеев и частных собраний. Многие из представленных картин впервые экспонируются в Испании.
Франциско де Сурбарана в свое время был непревзойденным новатором. Его манера, техника и стиль были настолько впечатляющими для современников, что художник быстро стал не только ключевой фигурой в испанской живописи своего времени, но и занял почетное место среди ведущих имен европейской художественной жизни. Мастерство Сурбарана столь совершенно, что его приемы с использованием комбинаций геометрических форм, персонажей в движении и величественного сюжета приближают его к кубизму и метафизической живописи ХХ века — так преподносят организаторы выставки.
Сурбаран является образцовым художником ХVII века в изображении религиозных сюжетов, в которых он тоже использовал свои тонкие, но заметные новаторские приемы — соединение мистики и религии. Большую часть своей жизни художник провел в Севильи. Там он соотносит местный колорит и традиции с традиционными библейскими сюжетами и пишет картины для местных соборов, церквей, монастырей и многочисленных религиозных общин доминиканцев, францисканцев и мерседарианцев.
Красота работ позднего периода Сурбарана выражается в его стремлении к выражению мягкости и изысканности — прямой отклик на реформу католической церкви. Его нежная палитра в изображении детских образов святых, в особенности Мадонны — стала «визитной карточкой» религиозного обрамления храмов в Севильи этого периода. Все работы из этого цикла представлены частными коллекционерами.
Сурбаран был женат три раза. От одного из браков у него была дочь Мария Мануэла, девочка часто позировала отцу для его полотен, особенно для образов Мадонны.
После Мадрида выставка отправится в Германию. Музей Кунстпаласт в Дюссельдорфе будет принимать коллекцию с 10 октября 2015 года по 31 января 2016 года. А пока до 13 сентября 2015 года выставку «Сурбаран. Новая перспектива» можно будет посетить в Мадриде, в Музее Тиссен-Борнемисса по адресу: Paseo del Prado, 8.

КомментироватьКомментарии
HELP