«Этот ягнёнок стоит дороже, чем сто живых баранов!» – воскликнул однажды один из поклонников Сурбарана. Высказывание грубоватое, но точное. Не нужно даже быть экспертом, чтобы понять: перед нами шедевр.
В сравнении с произведениями других жанров, натюрмортов Сурбарана до нашего времени дошло совсем немного. Все они, вне зависимости от того, что изображается –
цветы, фрукты,
посуда или даже ягнёнок – написаны в едином ключе, близком к манере
Караваджо. Предметы симметрично располагаются на переднем крае композиции. Яркий фронтальный свет «вырывает» их из условного тёмного фона. Композиции всегда выбираются простые и строгие. Но в Agnus Dei лаконизм Сурбарана, сам метод построения его натюрмортов, который лучше всего определяется словами
«ничего лишнего», доводится до предельного аскетизма.
Интересно, что такой же ягнёнок присутствует как фрагмент в многофигурной композиции
«Поклонение пастухов» (1638). Это дало основание некоторым исследователям называть натюрморт не самостоятельным произведением, а всего лишь зарисовкой, эскизом для большой картины. Но удивительное дело: натюрморт с одним ягнёнком куда более значителен и гораздо более знаменит, чем картина, в которой агнцу уготована только эпизодическая роль.
Сурбаран любит давать предметы по принципу: одна картина – один объект. Но для чего это нужно, что это даёт? По-видимому, таким образом мы можем, не распыляя внимание, сосредоточиться на одном объекте, сполна ощутить его красоту и значительность.
Жертвенный ягнёнок (в библейской терминологии Agnus Dei, агнец божий), конечно, имеет символический смысл. В Ветхом завете это животное, сжигаемое во славу Божию на жертвенном алтаре, в Новом завете – Христос, принесший в жертву ради искупления человеческих грехов собственную жизнь. Тонкая окружность нимба над головой ягнёнка (в некоторых версиях картины) и его копытца, связанные крест-накрест, напоминая о смерти на кресте, указывают на сакральное содержание.
Однако не символический, а именно материальный план картины принёс Сурбарану славу.
Завитки овчины, рисуемые тонкой игрой рефлексов, кажутся зрителю вещественными. Иллюзия осязания так сильна, что невольно хочется прикоснуться к ним рукой. Строгая гамма золотисто-серых и темно-коричневых тонов не нарушается ни одним ярким вкраплением. Сурбаран проявляется как настоящий гений подробностей, выписывая веки ягнёнка с белёсыми ресницами и его влажный нос, рельефную поверхность бараньего рога и природную загрязнённость свалявшейся шерсти.
Вероятно, именно Agnus Dei, знаменитый сурбарановский ягнёнок послужил для возникновения биографической легенды. Она уверяет, будто бы Франсиско, сын бедного крестьянина из испанской провинции Бадахос, впервые стал рисовать на коре деревьев в те времена, когда подростком пас ягнят на окраинах села Фуэнте де Кантос. Якобы, там его заметил проезжавший мимо испанский гранд и забрал с собою в Севилью, чтобы дать художественное образование. И хотя реальностью в этой легенде являются разве что географические названия, воздадим должное силе воздействия на умы картины, в которой нет ничего, кроме доски, темного фона и жертвенного ягнёнка.
Сегодня известны пять авторских вариантов картины Сурбарана "Агнец божий", что доказывает: картина пользовалась большой популярностью еще при жизни художника.
Автор: Анна Вчерашняя