войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Уайльд и Бердслей: в гости к знаменитым денди прошлого - на выставку в Пушкинский

Репортаж Артхива: показ творчества двух выдающихся британцев на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина превратился в роскошную манифестацию искусства, воплотившего идею культа красоты. Дуэт Обри Бердслея и Оскара Уайльда обусловил особую структуру экспозиции, органично объединившей произведения изобразительного искусства и литературные издания. Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Бердслея, волнующая умы любителей изящных искусств более века, впервые демонстрируется в России и привезена из собраний ведущих музеев мира, от Британского музея до галереи Тейт. Также вниманию посетителей — работы последователей: Константина Сомова, Льва Бакста, Николая Феофилактова («московского Бердслея»).
Уайльд и Бердслей: в гости к знаменитым денди прошлого - на выставку в Пушкинский
В одном проекте слились воедино имена писателя и художника, но еще раньше их соединила сама судьба. Бердслей иллюстрировал произведения Уайльда. Именно блистательная графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Бердслея способствовала огромному успеху пьесы «Саломея».
А позже, когда судьба их разметала, а затем вновь свела вместе на французской стороне, Бердслей избегал общества своего товарища, ныне позабытого изгнанника, вынужденного скитаться на чужбине под псевдонимом Себастьяна Мельмота.
  • Фотопортреты Оскара Уальда
  • Зал Оскара Уальда на выставке
Два гения с трагичными судьбами. Два самых известных денди эпохи рубежа XIX—XX веков, внешности и манерам которых при жизни подражал свет. Их творчество, открывшее эпоху модерна, не знает аналогов и имеет десятки и сотни эпигонов. Творческий полет одного из них, утонченного лондонского аристократа Оскара Уайльда, автора знаменитого «Портрета Дориана Грея», в 1895 году был прерван обвинением в содомии, повлекшим приговор к двум годам тяжелых каторжных работ. Освободившись из тюрьмы, Уайльд переехал во Францию, где и скончался от острого менингита, исключенный из привычного ему круга общества и покинутый друзьями.
Судьба Обри Бердслея и вовсе всегда была овеяна особым ореолом. Страдавший от туберкулеза с раннего

Судьба Обри Бердслея и вовсе всегда была овеяна особым ореолом. Страдавший от туберкулеза с раннего детства художник скончался в 1898 году возрасте 25 лет, в самом цвету. Известно, что близость к иному миру, которую он подспудно чувствовал, балансирование на грани с потусторонним миром, придавало особое звучание его произведениям. Уникальность дара Бердслея состоит в том, что, начав юношей создавать рисунки, иллюстрации и карикатуры, всего за несколько лет он прошел полную творческую эволюцию и достигнул апогея выражения своего художественного гения, создав более 1000 рисунков.

(Жак-Эмиль Бланш. Портрет О. Бердслея, 1895 — представлен на выставке)

Уайльд и Бердслей: в гости к знаменитым денди прошлого - на выставку в Пушкинский
«Тайна любви больше, чем тайна смерти». Это высказывание Оскара Уайльда, использованное в оформлении выставочного пространства, служит квинтэссенцией внутреннего наполнения творчества Обри Бердслея. Любовь и смерть, пульсация их ритма чувствуются и в «Желтой книге», и в «Лисистрате», и в других графических шедеврах мастера, наполненных эротизмом и чувственностью.
Структура выставки подвластна идее взаимосвязи двух выдающихся представителей «эстетизма» в английском искусстве, олицетворивших наступление эпохи модерна. В заглавном зале представлены фотографии и живописные портреты Уайльда и Бердслея, литографии, рукописи и печатные издания. Здесь представлен оригинал «Автопортрета» Бердслея, который воспроизводился на фронтисписе всех печатных изданий.
В витрине выставлен номер скандально знаменитого журнала «The Yellow Book» («Желтая книга»), инициир

В витрине выставлен номер скандально знаменитого журнала «The Yellow Book» («Желтая книга»), инициированного Бердслеем со своим другом американцем Генри Харландом. В ходе судебного процесса над Уайльдом этот альманах был подвергнут общественному и Бердслей был вынужден покинуть пост его художественного редактора.

Далее, в нескольких залах зритель видит экспозицию работ Обри Бердслея. Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Бердслея, волнующая умы любителей изящных искусств более века, впервые демонстрируется в России и привезена из собраний ведущих музеев, включая Музей Виктории и Альберта, Британский музей, Тейт.
По словам куратора Анны Познанской, «оригинальных рисунков Бердслея в России нет, во всяком случае,

По словам куратора Анны Познанской, «оригинальных рисунков Бердслея в России нет, во всяком случае, в музейных собраниях. В Пушкинском музее хранятся 4 афиши. Ценность выставки в том, что на ней представлена его оригинальная графика. Согласно правилам хранения графику показывают 10 месяцев из 2 лет. Ряд экспонированных на выставке рисунков Бердслея из зарубежных собраний просили на выставку в Японию. Однако их увидел именно российский зритель».

— Бердслей работал в жанре книжной иллюстрации, у него своя модернистская стилистика. Стиль развивае

— Бердслей работал в жанре книжной иллюстрации, у него своя модернистская стилистика. Стиль развивается от детальности к обобщенной манере. Он сразу учитывал, что рисунки будут переведены в печатный формат, и делал их более яркими и динамичными, — отмечает куратор.

В залах представлены иллюстрации к «Смерти короля Артура» Томаса Мэлори, «Саломее» Оскара Уайльда, «Лисистрате» Аристофана, рисунки для журнала «Савой». Эти произведения раскрывают основные черты творческого метода Бердслея, представляют лучшие страницы его творческого наследия. Бердслей увлекался французским рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
, японским искусством. Ясно читаемые во многих произведениях первоисточники, к которым обращался мастер, лишь подчеркивают уникальность его творческого гения.
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
2024, 50×60 см
$533
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
«Истинный художник — тот, кто абсолютно верит в себя, потому что абсолютно верен себе». И это высказывание Уайльда, воспроизведенное в экспозиции, как нельзя более точно отражает сущность Бердслея.
Уайльд и Бердслей имели при жизни огромную популярность в Российской империи. Весь цвет художественных сил был очарован ими. Именно поэтому основной сюжет имеет продолжение в произведениях русских художников. Раздел, посвященный «русскому бердслианству», — венец выставки.
Плеяда имен, составивших славу Серебряного века, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Николай Гумилев были почитателями Уайльда. Отдельная заслуга в популяризации его творчества в России принадлежит Корнею Ивановичу Чуковскому. Печатные издания играли важную роль в популяризации в России Бердслея, произведения которого воспроизводились в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».
  • Л. Бакст. Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме О. Уайльда "Саломея"
  • Мисс (Анна Владимировна Ремизова-Васильева). Сцена в комнате, первая половина 1910-х
Куратор выставки Алексей Савинов отмечает: «создавая русский раздел этой выставки, мы никоим образом

Куратор выставки Алексей Савинов отмечает: «создавая русский раздел этой выставки, мы никоим образом не хотели охватить всех художников, на которых Обри Бердслей оказал воздействие в России. Это не выставка, посвященная русскому бердслианству. Многих нет, например, Нарбута и ранних работ Александра Родченко».

В разделе представлены работы мастеров, которые хорошо известны публике. Это Константин Сомов, Леон Бакст, Алксандр Бенуа. Показаны те художники, которые при жизни для современников были воплощением бердслианства. Три главных бердслианца в России — это Николай Феофилактов, Сергей Лодыгин и Анна Ремизова-Васильева, известная как Мисс.

Художник журнала «Золотое руно» Феофилактов, которого называли «московским Бердслеем», подражал ему в жизни во всем: в прическе, в макияже, одежде, носил увядший цветок в петлице. По словам Алексея Савинова, в творчестве «Феофилактов играл с изысканностью линий, Лодыгин уходил в демонический эротизм. Анна Ремизова-Васильева подражала Бердслею опосредованно, через Сомова».
Уайльд и Бердслей: в гости к знаменитым денди прошлого - на выставку в Пушкинский
Акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
Сомова «Как одевались в старину» («Дама и кавалер»), многие другие экспонированные работы русских мастеров несут явные отзвуки увлечения графикой Бердслея. Особое звучание экспозиции русского бердслианства придают эскизы к постановкам «Саломеи» Александры Экстер, Федора Федоровского, сделанные в 1920-е годы.

Именно «русская часть» выставки придает ей особую глубину, насыщенность и тонкость. Представленные в двух залах произведения русских мэтров являются тем самым камертоном, позволяющим услышать чистоту звука творчества Бердслея. Пронзительно-прекрасного, гениального, предвосхитившего эру компьютерной графики.
Уайльд и Бердслей: в гости к знаменитым денди прошлого - на выставку в Пушкинский
Следует отметить, что ценность данного проекта состоит и в оригинальных произведениях, и в оригинальной выставочной концепции. Уникальная художественная экспозиция, в которой все работы взаимосвязаны, соответствует значимости события — первому показу графики Бердслея в нашей стране. Кураторам удалось органично соединить жизненную канву и творчество двух выдающихся представителей британской культуры эстетизма, полнозвучно представить ее отклики на российской почве.

Современные мониторы с проекцией фотоизображений в выставочных залах, оформление которых выдержано в черно-белой гамме, видеофильмы, и, наконец, подготовленная совместно с Британским советом богатая программа лекций на русском и английском языках, соответствуют мировым стандартам проведения выставок высокого класса. Хотелось бы увидеть в программе авторские экскурсии и лекции кураторов Анны Левандовской и Алексея Савинова. Однако их выступлений в программе не обозначено.
Уайльд и Бердслей: в гости к знаменитым денди прошлого - на выставку в Пушкинский
Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, емко выразила основную идею выставки, осветив ее по-философски: «Это особая тема, особая ниша. Мир находится в состоянии чрезвычайной враждебности и антагонизма, где люди бесконечно пытаются разобраться друг с другом. Люди живут в наши дни в потоке ненависти, а не любви. А на этой выставке представлено то направление в искусстве, которое связано с поисками красоты, не только в литературе, но и во всех искусствах, с поисками самоценности красоты, ее преобладания над всеми остальными проблемами человеческими! И все отступает на второй план. Эта тема — это мощная увертюра, она помогает нам понять особые вещи и увидеть новые пути в разрешения внутренних конфликтов человечества».
Рекомендуемые выставки и показы
Россия и туманный Альбион. Английский эстетизм
Так называемое "эстетическое" движение возникло в Великобритании в середине XIX века и затронуло не только живопись но и литературу, моду, архитектуру и декоративное искусство. Противопоставляя стремление к красоте и самовыражению напыщенному викторианскому консерватизму, эстетизм отвергал социальные и морализаторские тенденции и провозглашал идею создания "искусства ради искусства". Сторонники движения опирались на произведения прерафаэлитов, средневековую геометрию узоров, а также на живописные традиции японских мастеров. Желая сделать искусство частью повседневности, мастера привнесли новые подходы в изготовление предметов обихода, таких как посуда, мебель, керамика, обои, ковры. Читать дальше
и русский модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
. Связующие нити волшебства отныне открыты каждому из нас.


ЕЛЕНА САДЫКОВА
(Фотографии автора)

Справка Артхива:
«Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России». 23 сентября — 1 декабря 2014 года. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков. Волхонка, 14.