Марина — это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus — морской.
Происхождение жанра марина
Самая ранняя марина, дошедшая до наших дней, создана раньше 79 года н.э. — года извержения Везувия. Тогда был разрушен древнеримский город Стабии. В одном из патрицианских домов обнаружена роспись, изображающая морской порт.Фреска
«Морская гавань», найденная при раскопках Стабий.
Итальянцы и голландцы в XIV—XV века писали море не ради него самого, а в рамках религиозных сюжетов.
«Португальский флот на фоне скалистого берега». Эта картина размером 78,7×144,7 см считается самым ранним случаем, когда художник счел море достойным того, чтобы изобразить его просто так, ради него самого, а не как фон для религиозного сюжета. Попросту говоря, это первая марина. Ее датируют 1540-м годом. Морской музей (Лондон), где картина хранится, не берется назвать имя художника. В разное время работу приписывали Корнелису Антонису и Питеру Брейгелю.
Как отдельный жанр морской пейзаж
сформировался в XVII веке в Голландии. В стране, населенной мореплавателями и рыбаками, марины пользовались спросом. По сохранившимся картинам той эпохи мы можем получить представление о кардинально разном подходе живописцев к изображению стихии. В начале XVII века голландец Корнелис Хендрик Вром показывал морские сражения против испанцев. Море оставалось «местом, где нечто происходит», просто теперь это нечто историческое, а не мифологическое. Его соотечественник Ян Порселлис сделал решительный шаг: море стало основным объектом изображения. Порселлис считается одним из основоположников морского направления в пейзажной живописи.
Море в пасмурный день
1630, 47.5×63.5 см
К кораблям Порселлис, похоже, относился с большим уважением и блестяще передавал их строение и оснастку. Само море у него почти монохромное, очень мягко изображенное.
В изображении морской стихии голландцы (и фламандцы) были не чужды и символизма. Стихия могла обозначать как жизненный простор, так и захлестнувшую волну чувств и т. д. Находилось место воде и в религиозных сюжетах.
Святая Вальбурга и чудо спасения в шторм
1611, 75.5×98.5 см
Альтернативные марины
К определению «марина» не стоит подходить слишком узко. К примеру, венецианская форма марины — не совсем марина. Особенно в этом направлении отличились Каналетто и Гварди, хотя называть их маринистами не совсем корректно — они писали Венецию и омывающее ее Адриатическое море (впрочем, Гварди иногда все же обращался к большому морю). А Клод Лоррен с формальной точки зрения куда больше внимания уделял изображению портов и мифологических сюжетов, нежели собственно морской стихии. При этом на него едва не молился величайший маринист Тёрнер. Именно Лоррен внес в морские пейзажи сияющее солнце.
Отплытие царицы Савской
1648, 194×149 см
Максимально востребованы марины оказались в первую очередь не классицистами, а романтиками. И в самом деле, что лучше изобразит бурю чувств, нежели морская буря? А поскольку в романтизме особо ценили предельные состояния, то марина оказалась очень удобным в этом смысле жанром: идеальный способ показать максимальный эмоциональный накал, поместив человека в разбушевавшуюся стихию.
В стилеромантизма, а позднее — реализма работал Айвазовский. Пожалуй, его имя первым вспоминается при слове «марина». Айвазовской оставил порядка 6 тысяч морских пейзажей. Марины молодого художника, впервые выехавшего за границу, очень высоко оценил уже признанный британский маринист Уильям Тёрнер. Кстати, о Тёрнере. Мало того, что он залил холст сияющим солнечным светом, соединив его в невероятный коктейль с морем, мало того, что создал на своих картинах сияющие туманы, из которых вышли импрессионисты — а значит, задал направление всему последующему развитию живописи… Главное — Тёрнер провозгласил море самоцелью. Его интересовало только море, солнце над ним и небо. Пейзаж — более не «среда, в которой», скорее это как раз люди — статисты, позволяющие оттенить мощь и красоту стихии.
Американские суда у скалы Гибралтара
1873, 109×131 см
Восход солнца сквозь туман. Рыбаки чистят и продают рыбу
1807, 134×179.5 см
В этом же направлении работает Эжен Буден, прозванный королем небес. На такой почве уже могли появиться импрессионисты — и они появились. Шарль Бодлер так описывал подход импрессионистов к пейзажу: они передавали атмосферные состояния в соответствии с местом, временем и ветром. «Атмосферные состояния» — кто бы мог подумать, что именно это, а не вершащиеся на морском фоне события отныне станет сутью марины!
Импрессионизм важен и как предтеча следующих течений, дело не ограничилось мерцающими водами Моне и оживленными портами Мане. Яркие всполохи матиссовских марин, изящные акварели Марке, элегантные регаты Дюфи и совершенно новое прочтение морского пейзажа в работах Сёра и Синьяка — жанр марины развивался сразу в разных направлениях. Проникли марины и в сновидческие сюжеты Сальвадора Дали и Рене Магритта.
Импрессионизм важен и как предтеча следующих течений, дело не ограничилось мерцающими водами Моне и оживленными портами Мане. Яркие всполохи матиссовских марин, изящные акварели Марке, элегантные регаты Дюфи и совершенно новое прочтение морского пейзажа в работах Сёра и Синьяка — жанр марины развивался сразу в разных направлениях. Проникли марины и в сновидческие сюжеты Сальвадора Дали и Рене Магритта.
Один из наиболее известных современных маринистов — Тим Томпсон. Популярность ему принесли всевозможные изображение парусников и регат. Особенно мил его кисти Кубок Америки, которому посвящено множество изображений моря и парусников Фото: usenkomaxim.ru
Шпаргалка
Известные художники, писавшие в жанре марины
Иван Айвазовский, Уильям Тёрнер, Клод Лоррен, Ян Порселлис, Корнелис Антонис, Питер Брейгель Старший, братья ван де Велде, Якоб ван Рёйсдал, Сальватор Роза, Жозеф Верне, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Клод Моне, Рауль Дюфи, Анри Матисс, Альбер Марке, Андре Дерен, Кацусика Хокусай, Сильвестр Щедрин, Алексей Боголюбов.Знаковые марины
Шторм (Буря на море)
1568, 70.5×97 см
Впервые художник запечатлел на холсте разбушевавшуюся морскую стихию — она стала и последней написанной Брейгелем картиной.
Христос во время шторма на море Галилейском
1633, 160×128 см
Единственная марина Рембрандта. Украдена из музея в Бостоне. До сих пор не найдена.
Морская гавань при заходе солнца
1639, 137×103 см
Лоррен поместил на свои холсты столь ослепительное солнце, что, кажется, именно оно вызвало к жизни талант мариниста Тёрнера. По легенде, у одной из картин Лоррена Тёрнер от избытка чувств разрыдался, повторяя, что повторить такое никому не под силу.
Улисс насмехается над Полифемом. «Одиссея» Гомера
1829, 132.5×203 см
Тёрнер придал своим маринам сияние, которое повторить не удалось никому. Он провозгласил (не манифестами, а картинами), что ничего важнее собственно моря и неба в морском пейзаже нет. Именно Тёрнер стал предвестником импрессионистов.
Впечатление. Восход солнца
1872, 48×63 см
А из-за этой картины Моне импрессионистов стали называть импрессионистами.
Лодки в Коллиуре
1905
Синтез импрессионизма и фовизма породил марины, подобные этой, кисти Дерена.
Вышки и вид на море в Пор-ан-Бессене
1888, 66×81 см
Основатель неоимпрессионизма, к которому так или иначе прикоснулись практически все современники Сёра во Франции, писал совсем иные марины, нежели собственно импрессионисты. С этих картин на нас смотрит не легкость и мимолетность, а вечность, застывшее время.
Вы профан — если при словах «морской пейзаж» вспоминаете лишь об Айвазовском. Ничуть не умаляя его талант, напомним, что марины писали многие художники и до, и после него. Например, Левитан.
Вы эксперт — если понимаете, что суть марины — не в непременной солености изображенной воды. Темза Тёрнера и Сена Моне формально не являются морскими, но по сути неотделимы от жанра марины.
Вы эксперт — если понимаете, что суть марины — не в непременной солености изображенной воды. Темза Тёрнера и Сена Моне формально не являются морскими, но по сути неотделимы от жанра марины.
Заглавная иллюстрация. Иван Айвазовский. Среди волн
Автор: Алена Грошева
Автор: Алена Грошева