войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Эстетизм

Искусство ради искусства

Так называемое «эстетическое» движение возникло в Великобритании в середине XIX века и затронуло не только живопись, но и литературу, моду, архитектуру и декоративное искусство. Противопоставляя стремление к красоте и самовыражению напыщенному викторианскому консерватизму, эстетизм отвергал социальные и морализаторские тенденции и провозглашал идею создания «искусства ради искусства». Сторонники движения опирались на произведения прерафаэлитов, средневековую геометрию узоров, а также на живописные традиции японских мастеров. Желая сделать искусство частью повседневности, мастера привнесли новые подходы в изготовление предметов обихода, таких как посуда, мебель, керамика, обои, ковры.
Эстетизм
Эстетическое движение началось с «Великой выставки промышленных работ всех народов», которая прошла в Лондоне в 1851 году. Это грандиозное событие, организованное в том числе представителями королевской семьи, стало поворотным как для дизайнерской отрасли, так и для изобразительного искусства. Представленные на Великой выставке образцы ремесел и живописи в большинстве своем демонстрировали достаточно поверхностное и консервативное отношение к дизайну, свойственное викторианским стандартам. Как отмечал художник и критик Джон Рёскин, это свидетельствовало о «дегуманизации дизайна», предсказуемости и повторяемости. Искусство служило скорее моральным и социальным целям, а академизм в живописи создавал просто таки удушливую атмосферу. И нашлись такие художники, которые решились на эстетический бунт.
Авангардом эстетизма стала группа художников, которые назвали себя Братством прерафаэлитов. Это общество появилось за несколько лет до Великой выставки, в 1848 году, и поставило во главу угла эстетику Средневековья, его романтичность, его визуальные концепции и насыщенные цвета. Десять лет спустя произведения, созданные членами Братства, стали очень популярны; прерафаэлиты
Прерафаэлиты – первые авангардисты Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Читать дальше
, фактически, стали первыми европейскими авангардистами.
После распада Братства вокруг Данте Габриэля Россетти образовалась новая группа молодых мастеров, в число которых вошли Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс. Они поддерживали идеи Рескина об отказе от промышленного производства декоративного искусства в пользу ремесленного мастерства, поднятии ремесленников до статуса художников, создании доступных изделий ручной работы. Портреты кисти Россетти, изображавшие восхитительных рыжеволосых женщин с огромными глазами, одетых в струящиеся легкие платья, воспевали новые идеалы красоты и бросали вызов викторианской чопорности.
Большое влияние на развитие эстетизма оказала также торговля с Японией, и, как следствие, большое количество японских изделий и живописных произведений, которые появились на британском рынке. Англо-японский стиль стал очень популярен после Международной выставки 1862 года в Лондоне, где была представлена ​​японская экспозиция. И художники, и потребители были очарованы округлыми геометрическими узорами и стилизованными природными мотивами, простотой, элегантностью и завершенностью форм. Японские экраны, веера, зонтики, гравюры, фарфор, мебель стали предметами, которыми восхищались и коллекционировали. Британские художники — например, Джеймс Уистлер — стали включать предметы японского дизайна в сюжеты своих картин и использовали японскую эстетику в композициях и костюмах моделей.
Художники-эстетики придавали большое значение композиции произведения. При этом они отказывались от повествовательной сюжетной линии, а их произведения были призваны вызвать у зрителя определенное настроение с помощью цветовых гармоний и изысканной детализации. Они громко провозглашали свой девиз — «искусство ради искусства», который, по мнению одних, был взят из романа французского критика и поэта Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен» (1836), а по мнению других — у Алджернона Суинбёрна из эссе «Уильям Блейк» (1868).
Опираясь на различные источники, такие как древнегреческое, японское и средневековое искусство, сторонники эстетизма считали, что искусство должно оцениваться на основе его собственных критериев, а не значения изображаемого предмета или правдивости изображения. Английский эссеист и искусствовед Уолтер Патер стал одним из самых важных голосов эстетического движения, ратуя за главенство эстетического опыта зрителя в искусстве, описав свои взгляды в работе «Очерки по истории Ренессанса» (1873).
Галерея Гросвенор. Гравюра 1877. Источник

Говоря об эстетизме, нельзя пройти мимо огромного значени

Галерея Гросвенор. Гравюра 1877. Источник

Говоря об эстетизме, нельзя пройти мимо огромного значения, которое сыграла в этом движении лондонская галерея Гросвенор, основанная сэром Куттсом Линдси и его женой Бланш. Открытая на Бонд-стрит в 1877 году, галерея предоставила художникам возможность представить публике свои работы, которые в большинстве своем шли вразрез с классическими канонами Королевской академии художеств. Выставки в галерее Гросвенор сыграли большое значение в карьере таких мастеров эстетизма, как Джеймс Уистлер, Альберт Мур, Джордж Фредерик Уоттс и Эдвард Бёрн-Джонс. Прогрессивными были не только художники, представленные в галерее: залы Гросвенор были освещены электрическими лампами (впервые в галерейной практике), а между полотнами появились интервалы — в противовес привычной для выставок того времени шпалерной развеске, покрывающей всю стену.

Произведения, выставляемые в галерее Гросвенор, шокировали не только почтенную викторианскую публику, но и вызвали возмущение критиков. Даже Джон Рескин, первоначально всячески приветствовавший движение эстетизма, был вне себя от работ Берн-Джонса и Джеймса Уистлера, выставкой произведений которых в 1877 году открылась галерея. Описывая картину Уистлера «Ноктюрн: синий и золотой — Старый мост Баттерси» (1872−75), Рескин употребил немало резких слов: «Я видел и слышал множество наглости кокни до сих пор, но никогда не ожидал, что гадюка попросит двести гиней, чтобы бросить горшок с краской в ​​лицо публике…» Тогда Уистлер подал иск против Рескина, что не добавило популярности критику. Отметим, что Уистлер писал «Ноктюрн» под влиянием творчества своего кумира, мастера укиё-э Кацусики Хокусая, композиционно приблизив картину к произведению японца «Мост Маннэн в Фукагаве».
  • Уистлер. "Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси". 1870-е
  • Кацусика Хокусай. "Мост Маннэн в Фукагаве". Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». 1830-34
Благодаря эстетическому движению получили признание дизайнеры: оформление интерьеров стало отдельным занятием. Первым, кто в графе «профессия» написал «дизайнер», стал Уильям Моррис. Как вспоминал позже Россетти, «однажды вечером мы собрались вместе, беседовали о том, как художники в старые времена разрабатывали все виды декора и мебели, и кто-то предложил — в шутку — скинуться по пять фунтов и организовать собственную компанию». Так, за дружеским застольем, родилась «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co» (впоследствии «Моррис & Co»). Компания была намерена воплотить идеи Рескина и реформировать британское потребительское отношение к производству, а также предложить клиентам декоративные товары ручной работы, доступные среднему классу.
Примерно в это же время начали свою карьеру Кристофер Дрессер, Уолтер Крейн и Эдвард Уильям Годвин. Все они старались воплотить в жизнь идеи писателя и драматурга Оскара Уайльда о «красивом доме», интерьеры которого вдохновляли и дарили эстетическое наслаждение его обитателям.
  • Красный дом Уильяма Морриса
Для Уильяма Морриса и его друзей-художников первым серьезным дизайнерским проектом стал «Красный дом» самого Морриса, выстроенный в сотрудничестве с его другом и наставником по архитектуре Филиппом Уэббом. По окончании строительных работ в Красный дом приехали друг Морриса по Оксфорду, художник Эдвард Берн-Джонс и его жена Джорджиана, а также учитель и сподвижник, художник Данте Габриэль Россетти с женой-художницей Лиззи Сиддал. Все они приняли участие в оформлении интерьеров дома: рисовали фрески на мебели, стенах и потолках, а Моррис создавал свои первые эскизы для обоев, тканей и гобеленов.
Входная дверь в Красный дом — вид изнутри. Фото: Tony Hisgett. Источник фото
Входная дверь в Красный дом — вид изнутри. Фото: Tony Hisgett. Источник фото
Много лет спустя Моррис стал во главе творческого объединения «Искусство и ремесла» (Arts & Crafts), которое окончательно сформировалось в 1888 году. В него вошли представители двух ранее основанных объединений — молодые архитекторы из Гильдии работников искусства (Art Workers' Guild), а также члены Группы пятнадцати, которую возглавляли дизайнер Льюис Ф. Дей и иллюстратор Уолтер Крейн.
Интерьер «Morris&Co» в усадьбе Уайтвик, Вулвергемптон, Англия
Интерьер «Morris&Co» в усадьбе Уайтвик, Вулвергемптон, Англия
К концу XIX века приобщиться к эстетизму можно было во множественных магазинах, предлагавших публике изысканные предметы интерьера. Женщины оставили в прошлом корсеты, и в угоду им модные дома стали предлагать свободные струящиеся наряды, украшенные нежными цветами и вышивкой. В гардеробах денди появились бархатные куртки, шелковые мягкие галстуки и бриджи. Одним из ярких модников и поклонников движения эстетизма был писатель и драматург Оскар Уайльд, которого нередко высмеивали за экстравагантные наряды. И он, и его коллеги привнесли эстетизм в литературу, сочиняя стихи и прозу, пронизанные чувственными пассажами, которые часто высмеивались — в частности, популярным журналом «Панч», и даже были обыграны Гилбертом и Салливаном в комической опере «Пейшенс».
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Идея о том, что искусство имеет свою внутреннюю ценность, освободила эстетизм от обязанности иметь моральное или историческое значение. Отказ от классицизма и академизма с их исторической и мифологической тематикой стал жизненно важным для художников. Эстетизм привнес в искусство новые идеи о том, что художник должен обладать свободой выбора способа выражения своей творческой мысли.