Картина «Гармония (Предполагаемый автопортрет)» испанской сюрреалистки Ремедиос Варо установила рекорд на вечерней распродаже работ сюрреалистов и модернистов в аукционном доме Sotheby’s. Панель, за которую предполагалось выручить 2−3 миллиона долларов, ушла с молотка за 6 миллионов 186 тысяч. Теперь она стала самым дорогим произведением художницы, когда-либо выставленным на торги.
«У картины Ремедиос Варо есть музыкальные резонансы, когда неслышимые мелодии раскрывают магические силы и сверхъестественные чары, высвобождая удивительные заряды энергии, которые врываются в мир смертных… „Гармония“ была задумана как автопортрет
, где автор берёт на себя роль организатора вселенной, используя нотный стан для установления связи с существами из других измерений через магические кристаллы и формулы», — писал американский искусствовед Луис-Мартин Лосано.
Творчество Ремедиос Варо стало одним из наиболее значительных вкладов в историю сюрреализма. Фундаментом и иконографией её картин служит уникальный пласт влияний — от средневековой истории и греческой мифологии до научных исследований и алхимии, природы, музыки и языческих практик. Реальность Варо богата фантазиями, она представляет свою живописную вселенную с научной тщательностью. Это методичное объяснение мистического.
Творчество Ремедиос Варо стало одним из наиболее значительных вкладов в историю сюрреализма. Фундаментом и иконографией её картин служит уникальный пласт влияний — от средневековой истории и греческой мифологии до научных исследований и алхимии, природы, музыки и языческих практик. Реальность Варо богата фантазиями, она представляет свою живописную вселенную с научной тщательностью. Это методичное объяснение мистического.
Гармония (Предполагаемый автопортрет)
1956, 75×92.7 см
«Сюрреализм
стал для Ремедиос Варо средством для понимания Вселенной, тем механизмом, с помощью которого она вырвалась за рамки научных принципов и линейной логики. Её произведения, в которых переплетаются мир сновидений и психоделическая „память предков“, пропитаны интуитивными решениями и интеллектуальным любопытством. Основы механики и архитектуры, внимание к мельчайшим деталям, увлечение алхимией и оккультизмом, философские размышления и сновидения — всё это есть в персональном мире Варо, загадочном и фантастическом», — читайте биографию художницы на портале «Артхив».
«Гармония (Предполагаемый автопортрет)», созданная в 1956 году, — канонический пример сложной визуальной лексики Варо. Здесь поэтически проявляется её «анимистическая вера в силу объектов и во взаимосвязь растительного, животного, человеческого и механического миров». Художница, у которой были познания в ремесле и технике, чрезвычайно много внимания уделяет деталям — каждый мазок имеет чёткую цель. По сути, картины Варо построены из деталей. Имитация принципов научной иллюстрации и техническая точность «Гармонии» напоминает рисунки, которые она сделала во время научной экспедиции к реке Ориноко в Венесуэле десятью годами ранее.
Более того, техническое мастерство Варо оставляет в её работах необъяснимое чувство. «Хотя мы часто видим [на них] всё, не можем отделаться от ощущения, что упускаем важный ключ, который бы ясно показал нам смысл», — писала искусствовед Уитни Чадвик. А биограф Джанет Каплан указывает на то, как искусно Варо процитировала в «Гармонии» исторические и литературные источники. В частности, она сравнивает эту картину с ренессансной панелью «Святой Иероним в своей келье» Антонелло да Мессины.
«В каждом произведении уединённая фигура, поглощённая духовным трудом, находится в замкнутом пространстве тяжёлых стен, арочных дверных проёмов и потолков, фонарных окон и богатых паркетных полов. И в каждом [автор уделил] скрупулёзное внимание деталям, — отмечает Каплан. — У Варо и у Антонелло это внимание происходит из одних источников — раннего стиля энциклопедических описаний во фламандской живописи XV и XVI веков».
«В каждом произведении уединённая фигура, поглощённая духовным трудом, находится в замкнутом пространстве тяжёлых стен, арочных дверных проёмов и потолков, фонарных окон и богатых паркетных полов. И в каждом [автор уделил] скрупулёзное внимание деталям, — отмечает Каплан. — У Варо и у Антонелло это внимание происходит из одних источников — раннего стиля энциклопедических описаний во фламандской живописи XV и XVI веков».
Отражая собственные духовные поиски и автобиографические путешествия, Варо всё больше наполняла свою живописную вселенную «фантастическими приключениями просветления, духовного очищения и порядка», — пишет Джанет Каплан в биографии «Ремедиос Варо. Непредсказуемые путешествия». В поздних работах, таких как «К башне» (1960), которая последние шесть лет была самой дорогой работой художницы, эти рассказы стали более аллегорическими и биографическими.
К башне
1960, 123×100 см
В «Гармонии» Варо она опирается на структурные принципы музыки, которые служили важным символом организации при создании её живописных историй. «Музыка [для Варо] - это намеренно структурированная конструкция, и поэтому она выступает как агент в организации жизни в нескольких произведениях», — пишет историк искусств Алан Фридман.
Медитативная, мирная энергия окружает одинокую фигуру (саму Варо), в то время как вокруг неё происходит странный, сверхъестественный хаос: доски пола вскрываюся и выпускают призрачные листы бумаги, ящики и сундук распахиваются, открывая странные природные эфемеры, птицы пытаются улететь, но попадают в ловушку оптических иллюзий, из стен появляются призрачные существа. «Хотя в этой монашеской келье царит путаница, мы чувствуем, что наступление гармонического порядка тут — лишь вопрос времени», считает Уитни Чадвик.
Медитативная, мирная энергия окружает одинокую фигуру (саму Варо), в то время как вокруг неё происходит странный, сверхъестественный хаос: доски пола вскрываюся и выпускают призрачные листы бумаги, ящики и сундук распахиваются, открывая странные природные эфемеры, птицы пытаются улететь, но попадают в ловушку оптических иллюзий, из стен появляются призрачные существа. «Хотя в этой монашеской келье царит путаница, мы чувствуем, что наступление гармонического порядка тут — лишь вопрос времени», считает Уитни Чадвик.
Микрокосмос (Детерминизм)
1959, 92.7×88.9 см
В один вечер с «Гармонией» Sotheby’s продавал и другую картину Ремедиос Варо — «Микрокосмос», созданную в 1959 году. За неё предполагалось выручить от полутора до двух миллионов долларов, однако окончательная цена превысила 1,8 миллиона. «Микрокосмос» занял третью строчку в списке самых дорогих произведений художницы.
По материалам официального сайта аукционного дома Sotheby’s