Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Ученик Архипа Куинджи, отказавшийся от блестящих показов«Мира искусства» ради проекта обожаемого учителя, — таков был художник Аркадий Рылов. Его работы покупал Третьяков,работа«Зеленый шум» покорила Париж,картины побывали на выставках Венского Сецессиона. А еще этот классик пейзажа,о полотнах которого«В голубом просторе» и «Ленин в Разливе» советские дети когда-то писали сочинения в школе,в класс к своим ученикам мог притащить мартышку и белку. Рассказываем о художнике и о выставке,открывшейся 16 августа в Санкт-Петербурге.
В последний раз персональная выставка художника проходила 57 лет назад. Нынешнюю экспозицию Аркадия Рылова(1870−1939) в Михайловском(Инженерном) замке составили работы из собственной коллекции Государственного Русского музея,собраний Третьяковской галереи,музея-квартиры Исаака Бродского и частных коллекций. До 13 ноября 2017 года публика может увидеть около сотни работ художника.
К мастерству и славе художника вела судьба,неустанный труд и чуткий учитель. Аркадий Рылов(кстати,ударение в фамилии следует делать на втором слоге) родился в 1870 году«в движении»: его родители ехали в Вятку,ныне город Киров. Он рано лишился отца,рисовавшего неплохие акварели(печальный итог нервного заболевания), но отчим,бывший петербуржец,нотариус,также не чуждый искусствам,поддерживал мальчика.
Безоблачно прожив до 18 лет в Вятке — красоты местности у реки составляли впечатляющий визуальный ряд для тонкого наблюдателя, — в 1888 году Аркадий Рылов поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге,и одновременно посещал школу живописи при Обществе поощрения художеств. На выставке в Русском музее можно увидеть его ученические работы той поры. Однако училище Рылов не закончил: его неожиданно призвали в армию. Но и на службе все свободные минуты были отданы рисованию.
Отправленные на выставку Общества русских акварелистов две работы Рылова купили в первый же день,и военное начальство разрешило художнику сдавать экзамены в петербургскую Академию художеств до окончания службы. Планка была взята в 1893 году,а через год способного студента заметил Архип Куинджи и принял его в свою мастерскую — Рылов давно мечтал учиться у «волшебника света». Педагога обожали все его ученики,среди которых были друзья Рылова — Николай Рерих и Константин Боголюбов.
«…Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник,но и как друг или даже отец. Он возил своих питомцев в музеи Вены,Дрездена,Парижа. Карабкался впереди всех по крымским горам…» — биография Архипа Куинджи в Артхиве.
Одна из первых работ,прославивших Рылова, — «С берегов Вятки»(1901). Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
получил золотую медаль Международной художественной выставке в Мюнхене,был показан на Венском Сецессионе и на выставке объединения«Мир Искусства» в Петербурге и наконец был куплен для Третьяковской галереи. Позже Сергей Дягилев приглашал Рылова участвовать в выставках в Париже и Берлине. Художник не отказывался(работа этого периода«Смельчаки» представлена в нынешней экспозиции в Русском музее), но в итоге решил оставаться верным затее своего учителя,его детищу«Весенние выставки». «Мне хотелось перейти совсем в „Мир искусства“, в котором только я и должен был выставлять,как действительный член общества. Но приехал Архип Иванович специально уговаривать меня не изменять „Весенней“. Он был так взволнован,что я дал слово,пока он жив,непременно участвовать на „Весенней“… По уходе Куинджи я сейчас же написал в „Мир искусства“ заявление об отказе от звания действительного члена общества», — рассказывает Рылов в своих«Воспоминаниях».
Работа«Зеленый шум» — признанный шедевр художника,за который его в 1906 году избрали в почетные члены парижского Осеннего салона с правом выставлять свои картины без предвaрительного обсуждения жюри. Картина была показана на крупных выставках в Вене,Нью-Йорке,Венеции.
К ее созданию Рылов шел два года. Он работал в мастерской,используя этюды, сделанные в окрестностях Петербурга и Вятки. Первоначально картина называлась«Мотив с березами», но во время визита учителя,Архипа Ивановича Куинджи,получила свое новое название. Рылов тогда жил в одной квартире с друзьями-художниками Богаевским и Латри, и Куинджи,навестивший бывших воспитанников,смотрел их работы. Картина Рылова Архипу Ивановичу«очень понравилась,он этого не скрывал. В тот момент в мастерской присутствовал Константин Богаевский,соученик Рылова, и как раз он,увидев эту картину,стал декламировать некрасовские стихи», — рассказывает Елена Козлова,куратор выставки.
Среди работ Аркадия Рылова немало видов Финляндии — лесные красоты этой страны покорили художника еще в пору его первой поездки туда в 1903 году. Один из акцентов выставки сделан на этих работах.
«Сказочная избушка», которую видим на работе 1910 года — мастерская художника,ее выстроили по его рисунку на опушке леса. Аркадий Рылов каждое лето с 1902 по 1914 год проводил вместе с семьей своей сестры в Воронежской губернии,жил в усадьбе А. П. Рогова. Некогда они вместе учились у Штиглица,позже Рогов стал преподавать в Петербургской Академии художеств.
Об Аркадии Рылове рассказывают немало баек: в его мастерской был настоящий«природный уголок». Там росли елочки,березки,был устроен муравейник,жили животные и птицы. Кого-то художник спасал,а,выходив,отпускал на волю. Зная эту страсть Рылова,Николай Рерих,возглавивший в 1906 году школу Общества поощрения художеств,пригласил художника преподавать в специально созданном для него классе рисования животных.
«Посреди класса стояла большая клетка,окруженная учащимися,напряженно ловящими углем форму и движения беспокойной модели. Кроме собак и кошек,привозил и медвежат,и волчонка,лисицу,косулю,зайцев,белок,кроликов,ужа,морских свинок,козленка и пр., а из птиц,кроме кур и уток,были орлы,филины,лебеди,павлины,роскошные фазаны,журавли,вороны,сороки,попугаи», — вспоминал мастер. Рылов преподавал в школе вплоть до ее закрытия в 1917 году.
Мастер,ставший академиком в 1915 году,в смутные годы Гражданской войны выполнял много заказов. «…Я охотно писал свои любимые сюжеты и также охотно принимал плату,а в особенности дары… За большую картину Чайки при закате мне предлагали сажень дров и гуся».
А на самой известном картине Аркадия Рылова - летящие лебеди,символ свободы и надежды. Работа«В голубом просторе»(1918) в свое время была объявлена первым советским пейзажем,а ее автор — основоположником советской пейзажной живописи. Рылов писал ее в голодное и холодное время в Петрограде. «Работать становилось трудно. Мысли заняты только тем,как бы съесть чего-нибудь. Восьмушка фунта хлеба,полагавшаяся гражданину по карточке на день,проглатывалась сразу,и дома больше не было ни крошки,ни сахара,ни чаю… Иногда вместо хлеба выдавали полфунта овса… От голода лицо мое начало отекать,колени выступали,как у индуса…» Художник,как и многие идеалисты тогда,верил в перемены к лучшему и рисовал мечту.
С властью Советов Рылов не конфликтовал: для него в 20-е годы находилась преподавательская работа в различных учебных заведениях,в том числе,например,в Высших художественно-технических мастерских(Вхутемас), которые,впрочем,после очередной реорганизации он с облегчением покинул. А главными по-прежнему были свои работы. Не удается выезжать на природу? Художник записывается в «семинарий» по изучению Павловска,и во время экскурсий пишет этюды вместо осмотра дворца.
Рылов вскоре начинает ощущать,что«аполитичное» искусство не нужно молодому государству. К тому же закрывают возглавляемое им много лет«Общество имени Куинджи», которое действовало согласно завещанию учителя,оставившего на нужды организации свои работы,имущество,пятьсот тысяч рублей и участок земли в Крыму. По ряду причин утопии,о которой мечтал Куинджи,в итоге не получилось,а картины после закрытия организации были переданы в Русский музей. «Об обществах и думать не хочется,и о выставках тоже. Конечно,и Вы,и я не нужны в настоящее время. Что делать. Эта мысль меня тоже тяготит порой. Поэтому и выставляться мне не хочется…» — писал одному из друзей-художников Аркадий Рылов.
Но даже уступая требованиям времени,художник умудряется писать сюжетные картины так,что«командует парадом» все-таки пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
. Что же касается вождя,в письме Богаевскому Рылов рассказывал: «Тему Ленин в Разливе мне заказал Ленсовет,а всю композицию и самый момент я сам изобрел. Коммунистам нравится. От пейзажиста они не ожидали такой трактовки,да еще от старика». Повторения этой картины художнику заказывали неоднократно.
На первой персональной выставке Рылова,устроенной академией художеств в 1934 году в честь 65-летия художника,картина находилась в фокусе внимания. Но по замыслу организаторов,главной в экспозиции был все-таки«Зеленый шум». Что интересно,в видеорепортажах с нынешней выставки в Русском музее заметно,что посетители вновь с любопытством разглядывают Ленина. А на афише снова — те самые березки.
Иллюстрации: работы Аркадия Рылова из собраний Русского музея,Третьяковской галереи,Музея-квартиры И. Бродского. Титульная иллюстрация: работа«Лесная река», 1929. При подготовке материала использована информация из альбома«Аркадий Рылов»(изд. «Белый город», 2001,автор — Наталья Мамонтова).