войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Около ста лучших работ забытого классика пейзажа Аркадия Рылова собрали для выставки в Русском музее

Ученик Архипа Куинджи, отказавшийся от блестящих показов «Мира искусства» ради проекта обожаемого учителя, — таков был художник Аркадий Рылов. Его работы покупал Третьяков, работа «Зеленый шум» покорила Париж, картины побывали на выставках Венского Сецессиона. А еще этот классик пейзажа, о полотнах которого «В голубом просторе» и «Ленин в Разливе» советские дети когда-то писали сочинения в школе, в класс к своим ученикам мог притащить мартышку и белку. Рассказываем о художнике и о выставке, открывшейся 16 августа в Санкт-Петербурге.
Около ста лучших работ забытого классика пейзажа Аркадия Рылова собрали для выставки в Русском музее
В последний раз персональная выставка художника проходила 57 лет назад. Нынешнюю экспозицию Аркадия Рылова (1870−1939) в Михайловском (Инженерном) замке составили работы из собственной коллекции Государственного Русского музея, собраний Третьяковской галереи, музея-квартиры Исаака Бродского и частных коллекций. До 13 ноября 2017 года публика может увидеть около сотни работ художника.
К мастерству и славе художника вела судьба, неустанный труд и чуткий учитель. Аркадий Рылов (кстати, ударение в фамилии следует делать на втором слоге) родился в 1870 году «в движении»: его родители ехали в Вятку, ныне город Киров. Он рано лишился отца, рисовавшего неплохие акварели (печальный итог нервного заболевания), но отчим, бывший петербуржец, нотариус, также не чуждый искусствам, поддерживал мальчика.

Безоблачно прожив до 18 лет в Вятке — красоты местности у реки составляли впечатляющий визуальный ряд для тонкого наблюдателя, — в 1888 году Аркадий Рылов поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, и одновременно посещал школу живописи при Обществе поощрения художеств. На выставке в Русском музее можно увидеть его ученические работы той поры. Однако училище Рылов не закончил: его неожиданно призвали в армию. Но и на службе все свободные минуты были отданы рисованию.

Отправленные на выставку Общества русских акварелистов две работы Рылова купили в первый же день, и военное начальство разрешило художнику сдавать экзамены в петербургскую Академию художеств до окончания службы. Планка была взята в 1893 году, а через год способного студента заметил Архип Куинджи и принял его в свою мастерскую — Рылов давно мечтал учиться у «волшебника света». Педагога обожали все его ученики, среди которых были друзья Рылова — Николай Рерих и Константин Боголюбов.
«…Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец. Он возил своих питомцев в музеи Вены, Дрездена, Парижа. Карабкался впереди всех по крымским горам…» — биография Архипа Куинджи в Артхиве.
Одна из первых работ, прославивших Рылова, — «С берегов Вятки» (1901). Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
получил золотую медаль Международной художественной выставке в Мюнхене, был показан на Венском Сецессионе и на выставке объединения «Мир Искусства» в Петербурге и наконец был куплен для Третьяковской галереи. Позже Сергей Дягилев приглашал Рылова участвовать в выставках в Париже и Берлине. Художник не отказывался (работа этого периода «Смельчаки» представлена в нынешней экспозиции в Русском музее), но в итоге решил оставаться верным затее своего учителя, его детищу «Весенние выставки».

«Мне хотелось перейти совсем в „Мир искусства“, в котором только я и должен был выставлять, как действительный член общества. Но приехал Архип Иванович специально уговаривать меня не изменять „Весенней“. Он был так взволнован, что я дал слово, пока он жив, непременно участвовать на „Весенней“… По уходе Куинджи я сейчас же написал в „Мир искусства“ заявление об отказе от звания действительного члена общества»,
 — рассказывает Рылов в своих «Воспоминаниях».
Работа «Зеленый шум» — признанный шедевр художника, за который его в 1906 году избрали в почетные члены парижского Осеннего салона с правом выставлять свои картины без предвaрительного обсуждения жюри. Картина была показана на крупных выставках в Вене, Нью-Йорке, Венеции.

К ее созданию Рылов шел два года. Он работал в мастерской, используя этюды, сделанные в окрестностях Петербурга и Вятки. Первоначально картина называлась «Мотив с березами», но во время визита учителя, Архипа Ивановича Куинджи, получила свое новое название. Рылов тогда жил в одной квартире с друзьями-художниками Богаевским и Латри, и Куинджи, навестивший бывших воспитанников, смотрел их работы. Картина Рылова Архипу Ивановичу «очень понравилась, он этого не скрывал. В тот момент в мастерской присутствовал Константин Богаевский, соученик Рылова, и как раз он, увидев эту картину, стал декламировать некрасовские стихи», — рассказывает Елена Козлова, куратор выставки.
Среди работ Аркадия Рылова немало видов Финляндии — лесные красоты этой страны покорили художника еще в пору его первой поездки туда в 1903 году. Один из акцентов выставки сделан на этих работах.
«Сказочная избушка», которую видим на работе 1910 года — мастерская художника, ее выстроили по его р

«Сказочная избушка», которую видим на работе 1910 года — мастерская художника, ее выстроили по его рисунку на опушке леса. Аркадий Рылов каждое лето с 1902 по 1914 год проводил вместе с семьей своей сестры в Воронежской губернии, жил в усадьбе А. П. Рогова. Некогда они вместе учились у Штиглица, позже Рогов стал преподавать в Петербургской Академии художеств.

Об Аркадии Рылове рассказывают немало баек: в его мастерской был настоящий «природный уголок». Там росли елочки, березки, был устроен муравейник, жили животные и птицы. Кого-то художник спасал, а, выходив, отпускал на волю. Зная эту страсть Рылова, Николай Рерих, возглавивший в 1906 году школу Общества поощрения художеств, пригласил художника преподавать в специально созданном для него классе рисования животных.
«Посреди класса стояла большая клетка, окруженная учащимися, напряженно ловящими углем форму и движе

«Посреди класса стояла большая клетка, окруженная учащимися, напряженно ловящими углем форму и движения беспокойной модели. Кроме собак и кошек, привозил и медвежат, и волчонка, лисицу, косулю, зайцев, белок, кроликов, ужа, морских свинок, козленка и пр., а из птиц, кроме кур и уток, были орлы, филины, лебеди, павлины, роскошные фазаны, журавли, вороны, сороки, попугаи», — вспоминал мастер. Рылов преподавал в школе вплоть до ее закрытия в 1917 году.

Мастер, ставший академиком в 1915 году, в смутные годы Гражданской войны выполнял много заказов. «…Я охотно писал свои любимые сюжеты и также охотно принимал плату, а в особенности дары… За большую картину Чайки при закате мне предлагали сажень дров и гуся».
А на самой известном картине Аркадия Рылова - летящие лебеди, символ свободы и надежды. Работа «В голубом просторе» (1918) в свое время была объявлена первым советским пейзажем, а ее автор — основоположником советской пейзажной живописи. Рылов писал ее в голодное и холодное время в Петрограде. «Работать становилось трудно. Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь. Восьмушка фунта хлеба, полагавшаяся гражданину по карточке на день, проглатывалась сразу, и дома больше не было ни крошки, ни сахара, ни чаю… Иногда вместо хлеба выдавали полфунта овса… От голода лицо мое начало отекать, колени выступали, как у индуса…» Художник, как и многие идеалисты тогда, верил в перемены к лучшему и рисовал мечту.
С властью Советов Рылов не конфликтовал: для него в 20-е годы находилась преподавательская работа в различных учебных заведениях, в том числе, например, в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), которые, впрочем, после очередной реорганизации он с облегчением покинул. А главными по-прежнему были свои работы. Не удается выезжать на природу? Художник записывается в «семинарий» по изучению Павловска, и во время экскурсий пишет этюды вместо осмотра дворца.
Рылов вскоре начинает ощущать, что «аполитичное» искусство не нужно молодому государству. К тому же закрывают возглавляемое им много лет «Общество имени Куинджи», которое действовало согласно завещанию учителя, оставившего на нужды организации свои работы, имущество, пятьсот тысяч рублей и участок земли в Крыму. По ряду причин утопии, о которой мечтал Куинджи, в итоге не получилось, а картины после закрытия организации были переданы в Русский музей. «Об обществах и думать не хочется, и о выставках тоже. Конечно, и Вы, и я не нужны в настоящее время. Что делать. Эта мысль меня тоже тяготит порой. Поэтому и выставляться мне не хочется…» — писал одному из друзей-художников Аркадий Рылов.
Но даже уступая требованиям времени, художник умудряется писать сюжетные картины так, что «командует парадом» все-таки пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
. Что же касается вождя, в письме Богаевскому Рылов рассказывал: «Тему Ленин в Разливе мне заказал Ленсовет, а всю композицию и самый момент я сам изобрел. Коммунистам нравится. От пейзажиста они не ожидали такой трактовки, да еще от старика». Повторения этой картины художнику заказывали неоднократно.
На первой персональной выставке Рылова, устроенной академией художеств в 1934 году в честь 65-летия художника, картина находилась в фокусе внимания. Но по замыслу организаторов, главной в экспозиции был все-таки «Зеленый шум». Что интересно, в видеорепортажах с нынешней выставки в Русском музее заметно, что посетители вновь с любопытством разглядывают Ленина. А на афише снова — те самые березки.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Иллюстрации: работы Аркадия Рылова из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Музея-квартиры И. Бродского. Титульная иллюстрация: работа «Лесная река», 1929. При подготовке материала использована информация из альбома «Аркадий Рылов» (изд. «Белый город», 2001, автор — Наталья Мамонтова).