На протяжении двух недель читатели Артхива выбирали самые красивые руки в живописи и графике. Сначала выдвигали номинантов на странице Артхива в Фейсбуке: набралось 69 произведений — от Микеланжело и Вермеера до Крамского и Шагала. А потом голосовали — и в результате мы готовы представить вам десятку победителей.
Лидерами по числу номинаций стали Дюрер, да Винчи и Эль Греко: в финальном списке для голосования каждый художник был представлен тремя произведениями. На произведениях с самыми красивыми руками есть руки балерин и музыкантов, поэтов и художников, детей и стариков, простых смертных и богов, святых и грешников. Больше половины произведений-номинантов изображают женские руки, но в десятке победителей преобладают мужские.
Вот картины и рисунки с самыми красивыми руками, от десятого места к первому:
Вот картины и рисунки с самыми красивыми руками, от десятого места к первому:
10. Василий Тропинин. Кружевница. 1823
Тропинин родился в семье крепостных крестьян и вольную получил только в 47 лет — в тот же год, когда написал «Кружевницу» и представил её в Академии художеств: картину приняли с восторгом и художнику присвоили статус «назначенного в академики» (это ступень, предшествующая званию академика).Журналист и художник Павел Свиньин, современник Тропинина, описывая впечатление от «Кружевницы», делает акцент на руках: «…в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки её остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».
Кружевница
1823, 74.7×59.3 см
9. Мауриц Корнелис Эшер. Рисующие руки. 1948
Самое «молодое» произведение в десятке. И, пожалуй, самый известный образ, созданный нидерландским автором визуальных парадоксов. Считается, что Эшер вдохновлялся эскизом рук работы Леонардо да Винчи — и эти руки да Винчи вы увидите дальше в десятке победителей.
Рисующие руки
1948, 28.2×33.2 см
8. Микеланджело. Сотворение Адама. Ок. 1511
И сотворил Бог человека по образу Своему… Самый популярный и растиражированный фрагмент с потолка Сикстинской капеллы. Воспроизведённый не только на визитках, сумках и обложках блокнотов: так, в 1600-м Микеланджело Меризи да Караваджо процитирует великого тёзку в своём «Призвании апостола Матфея» — рука Иисуса на картине повторяет жест Бога-Отца с фрески.
Микеланджело, вероятно, тоже не обошёлся без цитат. Есть предположение, что идею поместить божественную одухотворяющую энергию между двумя тянущимися друг к другу руками он подсмотрел у Боттичелли.
Микеланджело, вероятно, тоже не обошёлся без цитат. Есть предположение, что идею поместить божественную одухотворяющую энергию между двумя тянущимися друг к другу руками он подсмотрел у Боттичелли.
Сотворение Адама
1511, 570×280 см
7. Пабло Пикассо. Старый гитарист. 1904
Шедевр «голубого периода». Пикассо пережил личную трагедию — покончил с собой его друг, художник Карлос Касагемас — и потому особенно чувствителен к разлитому в мире несчастью. Старый гитарист слеп, а его пальцы такие тонкие, похоже, не только потому, что Пикассо в это время увлечён живописью Эль Греко (1, 2), но и потому что старик ест редко и скудно, красноречивая прореха на его рубище — тому подтверждение. Нет никакой уверенности в том, что в этом старике ещё теплится жизнь, но то, что музыка на этой картине звучит — несомненно.
Старый гитарист
1904, 123×83 см
6. Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890
«Печальный Демон, дух изгнанья» — так характеризует своего героя Лермонтов. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» — говорит о своём герое Врубель, фактически проиллюстрировавший поэту Лермонтова «Демон». В переплетённых руках Демона столько же скуки, неприкаянности, потерянности, как и его глазах. Кстати, в нашем предыдущем опросе — о самых красивых глазах в искусстве — Врубель тоже попал в десятку победителей.
Демон сидящий
1890, 116.5×213.8 см
5. Леонардо да Винчи. Эскиз рук. 1474
Руки всегда играют важнейшую роль на картинах Леонардо да Винчи, но на «Портрете Джиневры де Бенчи» рук нет: они были, но их обрезали — исчезли около 10 сантиметров в нижней части картины. Мы не знаем, что тому причиной: возможно, написанная на дереве картина пострадала от сырости, пожара или грызунов. Но мы можем предположить, как исчезнувшие руки выглядели: этот эскиз, вероятно, был создан в процессе работы над портретом Джиневры де Бенчи (подробности найдёте в материале о шедеврах, которые попали под нож).
Эскиз рук
1474, 21.4×15 см
Если фигуры не делают жестов определенных и таких, которые членами тела выражают представление их души, то фигуры эти дважды мертвы… Поэтому прилежно старайтесь наблюдать за теми, кто разговаривают друг с другом, двигая руками, и если это люди, к которым можно приблизиться, старайтесь послушать, какая причина побуждает их к тем движениям, которые они производят. Соблюдайте соразмерность и принимайте во внимание, что господину не подобает ни по месту, ни по жесту двигаться, как слуге, или ребенку — как отроку, но наподобие старца, который едва держится; не делай у мужика жестов, подобающих знатному и воспитанному человеку, или у сильного, как и у слабого, или жестов блудниц, как и жесты честных женщин, или жесты мужчин, как женщин. Из советов Леонардо да Винчи художникам
4. Джон Уильям Уотерхаус. Моя сладкая роза. 1908
Эта картина написана под впечатлением от поэмы Альфреда Теннисона «Мод»: в ней речь идёт о любви бедного и почти безумного молодого человека к дочери богача, её и зовут Мод. Плотность трагических поворотов и смертей в этой поэме — как в сериале «Игра престолов»: Теннисон любил декламировать произведение лично, доводя до слёз публику и себя самого.Уотерхаус, по сути, иллюстрирует единственную строчку из поэмы: «И пылание розы вошло мне в грудь, затопляя душу мою» (в оригинале: And the soul of the rose went into my blood, перевод Григория Кружкова). В поэме аромат роз вдыхает молодой человек, но Уотерхаус предпочитает изобразить рыжеволосую красавицу, чей румянец так гармонирует с лепестками цветов. Изящной рукой девушка притягивает розу к себе — будто голову возлюбленного для поцелуя.
Моя сладкая роза (Душа розы)
1908, 88.3×59.1 см
3. Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет императрицы Марии Александровны. 1857
Немецкий художник Винтерхальтер был самым модным портретистом середины XIX века. Критики и коллеги относились к нему с пренебрежением, зато короли и особенно королевы по всей Европе были в восторге от его льстивой кисти — и заказывали у него портреты, свои и домочадцев. Портрет Марии Александровны, супруги российского императора Александра II, — одна из самых удачных работ художника: он уловил и меланхоличный болезненный взгляд императрицы, и изящество скрещённых рук, и при этом не забыл уделить должное внимание жемчугам.
Портрет императрицы Марии Александровны
1857, 130×95.5 см
2. Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850
И снова картина, иллюстрирующая литературное произведение. На этот раз — «Божественную комедию» Данте. Мысль художника крутилась вокруг этой строфы (перевод Михаила Лозинского):
Но ни троянский гнев, ни ярость Фив
Свирепей не являли исступлений,
Зверям иль людям тело изъязвив,
Чем предо мной две бледных голых тени,
Которые, кусая всех кругом,
Неслись, как боров, поломавший сени.
Одна Капоккьо в шею вгрызлась ртом
И с ним помчалась; испуская крики,
Он скреб о жесткий камень животом.
Дрожа всем телом: «Это Джанни Скикки, —
Промолвил аретинец. — Всем постыл,
Он донимает всех, такой вот дикий».
Всего 12 строк понадобились художнику для создания впечатляющего репортажа из преисподней. Этих же строк композитору Джакомо Пуччини хватило на оперу «Джанни Скикки». Впрочем, что касается Бугро, не только Данте был источником его вдохновения: художник наверняка хотел посоревноваться с великим предшественником — Эженом Делакруа, который тоже посвятил полотно приключениям Данте и Вергилия. Эти тщательно прорисованные мышцы и сухожилия произвели бы фурор на конкурсе бодибилдеров, но мы в аду — потому и впечатления соответствующие.
Но ни троянский гнев, ни ярость Фив
Свирепей не являли исступлений,
Зверям иль людям тело изъязвив,
Чем предо мной две бледных голых тени,
Которые, кусая всех кругом,
Неслись, как боров, поломавший сени.
Одна Капоккьо в шею вгрызлась ртом
И с ним помчалась; испуская крики,
Он скреб о жесткий камень животом.
Дрожа всем телом: «Это Джанни Скикки, —
Промолвил аретинец. — Всем постыл,
Он донимает всех, такой вот дикий».
Всего 12 строк понадобились художнику для создания впечатляющего репортажа из преисподней. Этих же строк композитору Джакомо Пуччини хватило на оперу «Джанни Скикки». Впрочем, что касается Бугро, не только Данте был источником его вдохновения: художник наверняка хотел посоревноваться с великим предшественником — Эженом Делакруа, который тоже посвятил полотно приключениям Данте и Вергилия. Эти тщательно прорисованные мышцы и сухожилия произвели бы фурор на конкурсе бодибилдеров, но мы в аду — потому и впечатления соответствующие.
Данте и Вергилий в аду
1850, 280.5×225.3 см
1. Альбрех Дюрер. Руки молящегося. 1508
Эти руки окружены мифами. Один из них сообщает, будто на рисунке увековечены руки брата художника, который вынужден был тяжело работать в шахте, чтобы талантливый Альбрехт имел возможность учиться своему высокому ремеслу. Существуют стихи (к счастью, юмористические), воспевающие этот слезоточивый сюжет, и прозаические подробности — о том, как братья подбрасывали монетку, решая, кому из них в шахту, а кому — в учебники по истории живописи. Биография Дюрера не даёт оснований серьёзно относиться к этой легенде: учиться его отправил отец, а миф, вероятно, вырос из факта о том, что у родителей Альбрехта Дюрера родилось 18 детей (в то, что до более-менее зрелых лет дожили трое, распространители истории вникать не стали, поставив знак равенства между многодетностью и нищетой).
Руки молящегося (Руки апостола)
1508, 29.1×19.7 см
Долгое время официальной версией происхождения этого рисунка считалась такая: руки — подготовительный набросок изготовленный во время работы над «Алтарём Геллера». В нижнем правом углу центральной части алтаря — апостол с похожими руками. Но недавно Кристоф Мецгер, главный куратор венской галереи Альбертина, отверг и эту версию. И предложил новую.
Кристоф Мецгер считает, что «Руки молящегося» — самостоятельная законченная работа, которая предназначалась для рекламы. С помощью этого рисунка Дюрер, возможно, собирался демонстрировать свою виртуозность потенциальным заказчикам. Также эксперт утверждает, что Дюрер изобразил здесь свои собственные руки.
Каково бы ни было происхождение и предназначение этих рук, они — одни и самых известных в искусстве. И встретить их можно в самых неожиданных местах: например, на могиле Энди Уорхола. Или на вершине списка самых красивых рук в изобразительном искусстве.
Каково бы ни было происхождение и предназначение этих рук, они — одни и самых известных в искусстве. И встретить их можно в самых неожиданных местах: например, на могиле Энди Уорхола. Или на вершине списка самых красивых рук в изобразительном искусстве.