Когда речь заходит о творчестве Эшера Маурица, первой ассоциацией у человека, не чуждого современному искусству, является картина с названием «
Рисующие руки». Эта литография стала визитной карточкой мастера, который создал множество удивительных изображений в стиле имп-арта (от «impossible art» — изображение пространственных объектов и фигур, нарушающих законы геометрии). Предлагаем вам ознакомиться с описанием картины Эшера Маурица «Рисующие руки», созданной в 1948 году.
На небольшом листе бумаги, который служит своеобразным холстом, загрунтованным серым «шумом», зритель видит необычное изображение. К «холсту» кнопками прикреплен белый лист — его края слегка загибаются, отбрасывая тень, что делает этот лист очень реалистичным. С правого и левого краев листа возникают очертания манжет рубашки, застегнутых на прямоугольную запонку. Манжеты нарисованы несколькими легкими штрихами — так, чтобы было отчетливо видно, что это не более чем рисунок. А дальше начинается самое настоящее волшебство…
Из каждого обшлага рубашки, нарисованного на картине Эшера Маурица «Рисующие руки», появляются запястья. Изображенные поначалу тонким, едва видимым контуром, дальше они материализуются, становясь объемными: художник тщательно прорисовывает вены, проступающие под кожей, складки на сгибах пальцев, игру света и тени. Руки выходят за границы белого листа и живут своей жизнью: в каждой из них зажат карандаш, и одна рука рисует другую, будучи при этом изображением, созданным своим визави.
При внимательном рассмотрении можно заметить, что картина Эшера Маурица «Рисующие руки» — это вовсе не зеркальное отображение одного и того же рисунка, как может показаться на первый взгляд. Одну руку мы видим со стороны карандаша и можем рассмотреть запонку на манжете рубашки, но из пальцев на виду остаются большой и указательный. Вторая рука изображена так, что она закрывает «нарисованный» ею обшлаг, оставляя нам простор для фантазии: что там — запонка или пуговица? Карандаш практически скрыт кистью: нам видно лишь его остро заточенный кончик и верхнюю часть. Эту руку Эшер нарисовал с противоположного ракурса, подробно изобразив четыре видимых зрителю пальца.
У искусствоведов есть много вопросов к этому произведению, ответы на которые вряд ли когда-нибудь будут получены. Что хотел сказать художник, рисуя эту рекурсию? Появилась ли она в результате его размышлений о роли Бога и человека в создании друг друга? Или, быть может, идея этого рисунка пришла к Эшеру после его знакомства с известным карандашным наброском авторства
да Винчи, на котором изображены две женские руки — такие же живые и реальные?
Ценители творчества голландского гения графики до сих пор ломают копья, пытаясь в спорах отыскать истину. Тем временем картина Эшера Маурица «Рисующие руки» занимает свое место в экспозиции Музея Эшера в Гааге, где хранятся 130 его работ, и продолжает волновать коллекционеров своей недоступностью. В 2001 году это произведение получило примерную оценочную стоимость (эстимейт) в 45-55 тыс. долларов от аукционного дома Christie’s, однако на торги оно не выставлялось.